Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР
Описание образовательной программы
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой
сложную разнородную группу,
характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его
возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет
различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.
Дошкольники с ТНР овладевают грамматическими формами словоизменения,
словообразования, типами предложений, как правило, в той же последовательности,
что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим
строем речи детьми с ТНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в
дисгармонии развитии морфологической и синтаксической системы языка,
семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины
речевого развития.
С учетом специфики дошкольного образования как фундамента всего
последующего общего образования, в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт),
и на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы
дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи разработана Адаптированная
основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями
речи (далее – АООП/Программа) МДОУ «ЦРР-детский сад «Улыбка».
Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных
образовательных программ дошкольного образования, а Программа предоставляет
примеры вариативных способов и средств их достижения.
АООП
для детей с ТНР предполагает:
-
конкретизацию планируемых
результатов и целевых ориентиров для детей разных возрастных групп с
учетом особенностей речеязыковых нарушений
и сопутствующих проявлений, а также с учетом потребностей, способностей,
интересов и инициативы воспитанников ДОО;
- дополнение содержательного раздела
направлениями коррекционно-развивающей работы, способствующей квалифицированной
коррекции недостатков речеязыкового
развития детей, психологической,
моторно-двигательной базы речи,
профилактике потенциально
возможных трудностей в овладении
грамотой и обучении в целом;
- определение содержания программы
коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи с учетом структуры
дефекта, с обоснованным привлечением
комплексных, парциальных программ, методических и дидактических пособий и иных содержательных ресурсов,
предназначенных для использования в работе с детьми, имеющими речеязыковые
нарушения и сопутствующие проявления в общей структуре дефекта;
-
конкретизация и дополнение
пунктов организационного раздела с учетом изменений, необходимых для
эффективной работы с детьми с ТНР в
части планирования образовательной деятельности, обеспечения
психолого-педагогических условий развития детей, режима и распорядка дня,
кадрового обеспечения, оформления предметно-развивающей среды, перечня
нормативных и нормативно-правовых документов, перечня литературных источников.
АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи опирается на использование специальных методов, привлечение специальных комплексных и парциальных образовательных программ (полностью или частично), специальных методических пособий и дидактических материалов. Реализация АООП для детей с ТНР подразумевает квалифицированную коррекцию нарушений развития детей в форме проведения подгрупповых и индивидуальных занятий.