Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для тетей с ЗПР
Описание образовательной программы
Настоящая
Адаптированная основная образовательная программа (далее – АООП) дошкольного
образования разработана для детей раннего возраста с задержкой психомоторного и
речевого развития и для детей дошкольного возраста с задержкой психического
развития (ЗПР).
Задержка психического развития – это
сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты
познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, психомоторного
развития, деятельности. Специфические особенности развития этой категории детей
негативно влияют на своевременное формирование всех видов дошкольной
деятельности: изобразительной, игровой, конструктивной. Полиморфность
нарушений и разная степень их выраженности определяют различные возможности
детей в овладении основной образовательной программой на дошкольном этапе.
АООП – образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц. Такая программа разрабатывается
образовательной организацией самостоятельно с учетом требований ФГОС на
основании Адаптированной основной образовательной программы (АООП) в
соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
Содержание
АООП в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела –
целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает
пояснительную записку, в которой рассматриваются значимые для разработки и реализации АООП клинико-психолого-педагогическая
характеристика и особые образовательные потребности детей раннего и дошкольного
возраста с задержкой психического развития. В целевом разделе раскрываются
цели, задачи, принципы
и подходы к
формированию АООП и механизмы ее адаптации; представлены структурные компоненты
программы, алгоритм формирования
содержания образовательной
деятельности, в том числе по профессиональной коррекции нарушений развития
детей с ЗПР; раскрываются целевые ориентиры АООП и планируемые результаты ее освоения, а также механизмы
оценивания результатов коррекционно-образовательной деятельности педагогов.
Содержательный
раздел включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным
областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое
развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; а также содержание образовательной
деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР.
Содержание
образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития
детей с ЗПР (Программа коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с
задержкой психического развития) является неотъемлемой частью АООП ДО. Она
реализуется во всех образовательных областях, а также через специальные
коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия. Программа может
быть реализована в группах компенсирующей, комбинированной направленности и
общеразвивающих группах. В случае
обучения ребенка с ЗПР в инклюзивной группе педагоги сопровождения адаптируют
индивидуальную программу ребенка с учетом содержания коррекционно-развивающего
блока.
Организационный раздел раскрывает
особенности развивающей предметно-пространственной среды; кадровые условия
реализации Программы; ее материально-техническое и методическое обеспечение;
финансовые условия реализации; планирование образовательной деятельности;
организацию жизни и деятельности детей, режим дня, а также содержит перечень
нормативно-организационных документов и методических материалов, специальных литературных
источников.
Программа
завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и развитию.