25.11.2022
Проект «Изучаем бумагу»
Осень прекрасна, если наблюдать за ней под правильным углом.
(цитата)
Реализация.
Осенью, с наступлением холодной
погоды на дачных участках взрослые (папы, дедушки) стараются убрать опустевшие
осиные гнёзда.
Именно такие гнездышки принесла в
детский сад Ульяна. Дети заинтересовались. Вместе определили, осиное гнездо-
это неживая природа!
А, мы уже знаем, природа-главный источник
не только для художников, но и для нас маленьких учёных! Внимательно
рассмотрели через лупу осиное гнездо.
Заинтересовались, с каким
материалом можно сравнить стенки осиного гнезда? Конечно с бумагой!
Дети узнали, из рассказа воспитателя, что
животные вдохновляли человека изобрести и усовершенствовать бумагу?
Оказывается, осы - изобретатели бумаги!
Бытует
мнение, что именно благодаря наблюдению за ними люди открыли способ создавать
бумагу из древесины, а не из папируса, тростника или тряпья.
Как же так?
Узнали, что осы мощными челюстями
соскабливают волокна сухой древесины и мелко перетирают их в порошок, обильно
смачивая водой и клейкой слюной. Поэтому от осиного гнезда исходит «странный»
запах!
Дальше тонким слоем наносят на
гнездо, и после высыхания получается рыхлая бумажная масса.
Интересно,
что осы могут создавать до пяти различных по плотности вариантов: от тонкого
пергамента до картона (рассмотрели).
С помощью опытов мы узнали о свойствах
бумаги и «бумаги» стенок осиного гнезда, сделали полезные выводы, изготовили из
бумаги интересные и полезные поделки, читали стихи, запланировали наблюдения и
опыты на будущее.
Объект исследования: Бумага, стенки осиного гнезда.
Предмет исследования: Свойства.
Вид проекта:
познавательно-исследовательский, творческий.
Участники: дети средней группы
«Солнышко», воспитатели.
Продолжительность: краткосрочный (5
дней)
Цель:
Формировать у
детей знания и представления о свойствах бумаги.
Задачи:
Сравнить стенки осиного гнезда и
тонкой бумаги.
Дать знания, об одном из
исторических способов получения бумаги, наблюдая за природой.
Помочь
детям с помощью разнообразных опытов определять свойства бумаги соблюдая
технику безопасности.
Учить
детей анализировать, делать простейшие умозаключения.
Активизировать
в речи детей слова, обозначающие свойства бумаги.
Воспитывать
наблюдательность, внимание.
Перспективный план работы над проектом
«Изучаем бумагу»
Месяц, неделя |
Мероприятие |
Цель мероприятия |
Место, форма
наблюдения |
НОЯБРЬ 3-я неделя 1 день Вечер |
Рассматривание осиного гнезда Опыт: Сравнение стенок осиного гнезда с бумагой. Чтение стихотворения Михалкова «Бумага» Д/И « Разная бумага» |
Изучение особенности строения стенок осиного гнезда, сравнить
с тонкой бумагой. Сравнивая учить делать выводы Развитие тактильных ощущений. (гладкая, шершавая, цветная.
Мягкая…) |
НОД. Краткая беседа Рассматривание. Индивидуальная работа. |
2 день |
Опыт: Бумагой можно порезаться |
Дать знания детям, что бумагой по настоящему можно
порезаться, из-за острого ровного края. |
Группа. Совместная деятельность. |
3 день Вечер |
Опыт: Бумага рвётся и мнётся, легко можно резать
ножницами. Ремонт детских книг |
Формирование
у детей знаний о вещах, сделанных из бумаги. Учить
ремонтировать книги. Воспитывать бережное отношение к книгам |
Группа. Совместная деятельность. Группа. Совместная деятельность. |
4 день. |
Аппликация «Сердечки» (из мятой салфетки) Ко дню матери. |
Обучать технике объёмной аппликации Знакомство детей связи
охраны леса с нашей повседневной жизнью. Экономно использовать бумагу |
НОД Группа. |
5 день |
Опыт: «Бумага
отлично впитывает воду» Салфетка постепенно промокает, и окрашенная жидкость
«путешествует» в пустой стакан. |
Закрепить технику безопасности при
проведении опытов |
Группа. Совместная деятельность. |
Вечер |
Оформление поделки «ствола дерева» из мятой плотной
бумаги. Коллективная работа ко дню Матери. |
Продолжать обучать технике объёмной аппликации Знакомство детей связи
охраны леса с нашей повседневной жизнью. Экономно использовать бумагу. Не
выбрасывать применять в творчестве. |
Группа. Совместная деятельность. |
|
|
|
|
Результат:
1.В процессе реализации проекта
дети узнали, что, наблюдая за осами люди открыли
способ создавать бумагу из древесины, стенки осиного гнезда похожи на бумагу.
2.Что
бумага бывает разная: толстая, тонкая, цветная, шершавая, гладкая.
3.
Бумагой можно реально порезаться.
4. Бумага
рвётся, мнётся, легко режется ножницами.
5. Бумага
хорошо впитывает воду.
6. Дети закрепляли навыки анализировать,
обобщать данные, устанавливать причины, делать выводы, наблюдать.
В перспективе:
Продолжить изучение
секретов осиного гнезда.
Презентация проекта:
1.Оформлен фотоотчет для родителей «Изучаем бумагу». В рамках
естественно-научной направленности «Детский
сад-наукоград»
Экспериментально-исследовательская
деятельность.
2. Презентация данного эксперимента в родительской
группе в ВАЦ
3. Оформлена фотозона ко
дню Матери. Совместная деятельность родителей, педагогов (Из мятой бумаги)