Программа дополнительного образования художественной направленности Буратино для детей 5-6 лет

1

Содержание
1. Основные характеристики программы………………………………………..3
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………..3
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы………………………………….5
1.3. Содержание общеразвивающей программы…………………………………....5
1.4. Планируемые результаты……………………………………………………….17
2. Организационно- педагогические условия……………………………………18
2.1. Условия реализации программы………………………………………………..18
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………………………..19
3. Список литературы………………………………………………………………...23

2

1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы:
- по содержанию - художественная;
- по функциональному назначению – общеразвивающая;
- по форме организации – групповая;
- по времени реализации – 1 год.
Актуальность:
Современному обществу необходим человек такого качества, который бы
смело мог входить в современную ситуацию без предварительной подготовки,
умел владеть проблемой творчески, имел мужество пробовать и ошибаться, пока
не будет найдено верное решение.
Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста
позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка
через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного
театрального зрителя. Это, в свою очередь, обогащает его духовный и
нравственный мир, способствует саморазвитию личности ребенка, формирует
активную жизненную позицию.
Методы и средства театрализованной деятельности направлены на развитие
речевого аппарата, овладение навыками общения, фантазии и воображения,
артистических способностей детей дошкольного возраста, коллективного
творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи,
ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей
дошкольного возраста.
Данная дополнительная общеразвивающая программа направлена на создание
условий для развития ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству,
воспитание потребности духовного обогащения ребенка, обеспечение
эмоционального благополучия ребенка, способности взаимодействовать со
сверстниками, развитие индивидуальных способностей.
Программа разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;
 Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Образовательной программой дошкольного образования МДОУ «ЦРР –
детский сад «Улыбка».
3

Программа разработана на основе методического пособия Маханёвой М. Д.
«Театрализованные занятия в детском саду», программы «Театр – творчество –
дети» Сорокиной Н. Ф., Миланович Л. Г.
Причинами создания этой программы явились высокий интерес детей к
театрализованной деятельности, возможность раскрытия творческого потенциала
каждого ребенка в процессе дополнительных занятий театрализованной
деятельностью, а так же запрос родителей.
Адресат программы: дети старшей группы в возрасте 5-6 лет.
В возрасте 5-6 лет дети могут выполнять упражнения актерского тренинга на
внимание, память и фантазию в присутствии постороннего человека, передавать
образ героя и содержание художественного произведения мимикой, жестами и
пантомимой, придумывать сюжеты на заданные темы,
выполнить разминку, подготовить свое тело к работе под руководством
педагога, равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не
сталкиваясь друг с другом, самостоятельно придумать движения на заданную
музыку, самостоятельно выполнить артикуляционную и дыхательную гимнастику,
произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно, произносить
одну и ту же скороговорку или фразу с разными интонациями, выразительно
прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко
произнося слова с нужными интонациями, формулировать правила поведения
зрителя в театре до, во время и после спектакля.
Программа осуществляет театрализованное развитие детей 5-6
лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Количество детей в
группе 10 – 15 человек.
Режим занятий:
Занятия проводятся в музыкальном зале во второй половине дня 2 раза в
неделю.
Продолжительность занятий: 25 минут.
Объем программы:
Учебно – тематический план состоит из 72 занятий: 4 занятия теории, 4
занятия практики (в месяц). 8 занятий отводится на мониторинг, который
проводится в первые две недели сентября и вторые две недели мая.
Срок освоения программы: 1 год.
Формы обучения: групповая
Виды занятий: беседа, теоретическое занятие, практическое занятие, открытое
занятие.
Формы подведения итогов реализации программы:
-открытое занятие;
4

-презентация.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрализованной
деятельности.
Программа предусматривает реализацию образовательных, развивающих и
воспитательных задач.
Образовательные задачи:
1. Обучать детей приемам вождения кукол – марионеток.
2. Закреплять представления детей о различных видах кукольных театров,
уметь различать их и называть (настольный театр, верховые куклы на гапите, театр
марионеток).
Развивающие задачи:
1.Развивать память, внимание, мышление, воображение детей.
2. Развивать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности.
3. Развивать диалогическую и монологическую формы речи.
4.Формировать исполнительские умения детей в создании художественного
образа используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
5.Развивать желание участвовать в танцевальных импровизациях, стремление
пластикой своего тела создать яркий запоминающийся образ.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать гуманные чувства детей.
2. Воспитывать желание играть с театральными куклами.
3.Поддерживать желание детей, родителей активно участвовать в праздниках
и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в
самостоятельной деятельности детей.
4.Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к
игрушкам, куклам, костюмам, декорациям. Расширять представления детей об
окружающей действительности. Уточнять представления об игрушках, предметах,
декорациях, окружающих их.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебно – тематический план
№

1.

Месяц

Тема

Сентябрь

Количество часов
Всего
Теория Практика

Формы аттестации
/контроля
(один раз в месяц)

8
Мониторинг
1. «Наш любимый зал
опять очень рад ребят
встречать».

0
2

1
1

5

2. «Попробуем
измениться».
3. «1,2,3,4,5, - вы
хотите поиграть?».
4. «Игровой урок».

2.

Октябрь

1. «Одну простую
сказку хотим мы
рассказать».
2. «Играем
пальчиками».
3. «Постучимся в
теремок».
4. Дятел выдолбил
дупло, сухое, теплое
оно.

3. Ноябрь

Декабрь

Январь

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Конкурс на лучшую
драматизацию
сказки

Игра –
инсценировка с
помощью
пальчиков.

8
Досуг

8
1. «1,2,3,4,5, стихи мы
будем сочинять».
2. «Веселые стихи
читаем и слово рифму
добавляем».
3. Рассказываем про
любимые игры и
сказки.
4. «Здравствуй, Новый
год» ( совместно с
родителями).

5.

2

8

1. «Осенины».
(экология)
2. « Косолапый
приходил, теремочек
развалил».
3. «Учимся говорить
по – разному».
4. «Учимся четко
говорить».
4.

2

1. «Пришла Коляда,
отворяй ворота».
(совместно с
родителями), (НРК).
2. «Гордится Петенька
красой, ног не чует под
собой»
3. «Сочиняем новую
сказку».

Досуг. Праздник

8
Фольклорный
праздник
«Рождественские
колядки».

6

4.
«Сказки
сами
сочиняем, а потом мы в
них играем».
6.

7.

Февраль

1. «Наши эмоции».
2. «Изображение
различных эмоций».
3. «Распознаем эмоции
по мимике и
интонациям голоса».
4.«Злая,
злая
,
нехорошая
змея
укусила
молодого
воробья».

Март

9.

Апрель

2

2
2

2
2

2

2

2

2

0

2

8
Этюды на
изображение эмоций

8
1. «Маму свою очень
люблю, мама придет я
ей спою».
(совместно с
родителями).
2. «Друг всегда придет
на помощь».
3. « Слава, слава
Айболиту, слава всем
его друзьям!»
4.
«Когда страшно
видится то, чего нет».

8.

2

1. «Каждому страх
большим кажется».
2. «Преодолеем страх».
3. «У страха глаза
велики».
4. «Весна – красна».
(экология),
(совместно с
родителями).

Май

Досуг. Праздник

2

2

2

2

4

2

2

2

2
2

2
2

2

2

4

2

4

2

0

2

0

2

8
Пантомимическая
игра

8
1. «Если с другом ты
поссорился».
2. «Как Луне и Солнцу
быть, не могут ссору
разрешить!».
3. «Как поссорились
Солнце и Луна».
4. Мониторинг

Открытое занятие,
презентация

Представление
результатов
образованности
воспитанников
7

Содержание учебно – тематического плана
Тема занятия

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Цель занятия
Содержание занятия

Форма

СЕНТЯБРЬ
Мониторинг
Теория
1. «Наш любимый зал
опять очень рад
ребят встречать».

2. «Попробуем
измениться».

Практика
3. «1,2,3,4,5, - вы
хотите поиграть?».

4. «Игровой урок».

1.Развивать устойчивый интерес
к
театрально
–
игровой
деятельности.
2.Формировать у детей чувство
уверенности в новой обстановке.
3.Способствоватьвозникновению
дружеских взаимоотношений.
4.Познакомить детей с большими
театральными
напольными
куклами, объяснить способы
управления ими.

1. Первое посещение детьми
музыкального зала в новом учебном
году.
2. Игра «Назови свое имя ласково».
3.Педагог
знакомит
детей
с
приемами управления большими
театральными
напольными
куклами.

Беседа.

1.Создать
эмоционально
благополучную атмосферу для
дружеских взаимоотношений.
2.Развивать
способность
понимать собеседника.
3.Познакомить
детей
с
понятиями «мимика», «жест».
4.Упражнять
детей
в
изображении героев с помощью
мимики, жестов.
5.Обучить способам управления
большими напольными куклами.

1. Игра «Назови ласково соседа».
2. Игра «Догадайся, кто я»
(мимика, поза, жест, движения).
3.Этюд «Вы куда спешите, слон?»
М. Дружинина, (большие
театральные напольные куклы).

Беседа, игра.

1. Игра «Театральная разминка».
2. Конкурс на лучшую
драматизацию сказки «Курочка
Ряба».
3.Этюд «Здорово, Кума» русская
народная потешка (большие
театральные напольные куклы)

Игра.

1..Сюрпризный момент (дедушка
Молчок).
2. Игры на выразительность жестов,
мимики, голоса.
3.Этюд «Проснулась Ульяна»
русская народная потешка.

Игра.

1.Развивать
фантазию,
творчество
в
процессе
придумывания диалога к сказке.
2.Учить
проявлять
свою
индивидуальность
и
неповторимость.
3.Активизировать использование
в речи детей понятий «мимика»,
«жест».
4.Продолжать обучать детей
управлению
большими
театральными
напольными
куклами.
1.Развивать
у
детей
выразительность
мимики,
жестов, голоса.
2.Активизировать словарь детей,
закрепляя умение пользоваться
понятиями «жест», «мимика».
3.Совершенствовать
приемы
управления
большими
театральными
напольными
куклами.

8

ОКТЯБРЬ

Игра.

1.Способствовать объединению
детей в совместной деятельности.
2.Учить средствами мимики и
жестов передавать наиболее
характерные черты персонажа
сказки.
3.Расширять «словарь» жестов и
мимики.
4.Познакомитьдетей с куклой –
марионеткой
и
объяснить
приемы
управления
ею.
Побудить
к
поиску
выразительных
особенностей
данной куклы.

1.Пантомимическая игра «Как мы
покажем?»
2. Ведение понятия «пантомима».
3.Творческая игра «Что это за
сказка?».
4.Этюд «Ходит конь по бережку
уральская народная потешка.

1.Учить характерной передаче
образов
движениями
рук,
пальцев.
2.Закреплять в речи детей
понятие «пантомима».
3.Обучить
детей
управлять
куклой – матионеткой.

1. Повторение и закрепление
понятия «пантомима».
2. Игровые упражнения с помощью
пальчиков.
3. Игра – инсценировка с помощью
пальчиков.
4.Этюд «Пошел котик на Торжок»
русская народная прибаутка (куклы
– марионетки).
5.Знакомство
со
сказкой
Л.
Пеньковской «Целебная травка».

Игра.

Практика
3. «Постучимся в
теремок».

1. Развивать фантазию.
2.Совершенствовать
выразительность движений.
3.Активизировать
внимание
детей при знакомстве с новой
сказкой
и
вызывать
положительный эмоциональный
настрой .
4.Побудить
придумывать
выразительные движения для
куклы – марионетки.

1. Игра – загадка «Узнай, кто я?».
2. Знакомство со сказкой В. Бианки
«Теремок».
3. Этюд на расслабление и
фантазию «Разговор с лесом».
4. Этюд «Наш козел – стрекозел»
русская народная потешка.

Беседа, игра.

4. Дятел выдолбил
дупло, сухое, теплое
оно.

1.Создать
положительный
эмоциональный настрой, вызвать
интерес у детей к новому
произведению.
2.Учить
понятно,
логично
отвечать
на
вопросы
по
содержанию сказки.
3.Развивать
умение
детей
охарактеризовывать
героев
сказки.
4.Совершенствовать
интонационную
выразительность.

1. Погружение в сказочную
атмосферу.
2. Беседа по содержанию сказки В.
Бианки «Теремок».
3. Характеристика персонажей
сказки.
4. Интонационные упражнения.
5.Этюд «Ходит Ваня».

Беседа, игра.

Теория
1. «Одну простую
сказку хотим мы
рассказать».

2. «Играем
пальчиками».

9

5.Побудить
самостоятельно
искать
выразительные
возможности куклы.

НОЯБРЬ
Практика
1. «Осенины».
(экология)

1. Побудить детей к участию на
осеннем празднике, игре –
драматизации,
плясках,
музыкальных играх, исполнении
песен перед детьми детского
сада.

-Педагог включает в сценарий
осеннего утренника театральный
материал, пройденный за два
прошедших учебных месяца. Это
могут быть этюды с куклами,
этюдный тренаж, драматизация
сказки Л. Пеньковской «Целебная
травка», песни, игры, танцы,
хороводы,
выученные
на
музыкальных занятиях.
- Второе занятие на неделе
проводится в виде досуга. В гости к
малышам приходят старшие
дошкольники, которые показывают
фрагменты своего осеннего
утренника.

Праздник, досуг.

2. « Косолапый
приходил, теремочек
развалил».

1.Учить узнавать героя по
характерным признакам.
2.Совершенствовать
умение
детей передавать образы героев
сказки.
3.Формировать
дружеские
взаимоотношения.
4.Продолжить обучение детей
приемам вождения кукол –
марионеток.

1. Игра «Угадай героя».
2. Драматизация сказки В. Бианки
«Теремок».
3. Этюд «Идет петушок» русская
народная потешка (куклы –
марионетки).

Игра –
драматизация.

1. Вводная беседа.
2. Введение. Объяснение понятия
«интонация».
3. Упражнения, игры, ситуации на
отработку интонационной
выразительности.
4.Этюд «Петушок» М. Дружинина
(куклы – марионетки).

Беседа. Игра.

1.Погружение
в
сказочную
ситуацию.
2.Введение
понятия
«скороговорка».
3.Игра – упражнение «Едем на
паровозике».
4. Физкультминутка «Буратино».
5. Обобщение.

Беседа. Игра.

Теория
3. «Учимся говорить
по – разному».

4. «Учимся четко
говорить».

1.Обратить внимание детей на
интонационную выразительность
речи.
2.Развивать
интонационный
строй речи у детей.
3.Упражнять
детей
в
проговаривании
фраз
с
различной интонацией.
4.Развивать
коммуникативные
способности.
5.Усовершенствовать
навыки
детей в управлении куклами –
марионетками.
1.С помощью сказки развивать
фантазию детей.
2.Отрабатывать
дикцию
проговариванием скороговорок,
развивать ее.
3.Воспитывать
устойчивый
интерес к театрально - игровой
деятельности. Закреплять знания

10

о
правилах
манипуляции
куклами – марионетками.

6.«Конь». Потешка
марионетки).

(куклы

–

ДЕКАБРЬ
Теория
1. «1,2,3,4,5, стихи мы
будем сочинять».

1.Уточнять
понятие
«скороговорка».
2. Развивать у детей дикцию.
3. Пополнить понятийный запас
детей новым понятием «рифма».
4.Упражнять в придумывании
рифмы к словам.
5. Учит работать вместе, сообща,
дружно.
6.Напомнить
способы
управления большой напольной
куклой.

1.Повторение
понятия
«скороговорка».
2. Игра «Едем на поезде».
3. Введение понятия «рифма».
4. Дидактическая игра «Придумай
рифму».
5. Физкультминутка.
6.Придумывание стихотворения с
детьми с помощью педагога.
7.Этюд «Борзый Конь» русская
народная
потешка
(куклы
–
марионетки).

Игра.

2. «Веселые стихи
читаем и слово
рифму добавляем».

1.Создать
положительный
эмоциональный настрой.
2.Упражнять детей в подборе
рифм к словам.
3. Закрепить понятие «рифма».
4.Поощрять
совместное
стихосложение.
5.Познакомить детей с русской
народной сказкой «Снегурочка».

1. Погружение в сказочную
атмосферу.
2. Дидактическая игра «Придумай
как можно больше слов».
3. Физкультминутка.
4. Придумывание рифмующихся
слов.
5.Беседа по содержанию сказки,
распределение ролей.

Игра.

Практика
3. Рассказываем про
любимые игры и
сказки.

1.Показать детям, что каждый
человек индивидуален и имеет
свои предпочтения.
2.Учить связно и логично
передавать мысли.
3.Помочь детям понять смысл
русской
народной
сказки
«Снегурочка».
4.Совершенствовать
средства
выразительности в передаче
образа.

1. Вводная беседа.
2. Рассказы детей по ассоциациям.
3.Подготовка к драматизации
сказки, работа над выразительным
исполнением образа.

Беседа, игра.

4. «Здравствуй,
Новый год»
( совместно с
родителями).

1.Поддержать желание детей
выступить
перед
детьми
детского сада.
2.Создать
на
новогоднем
празднике радостную атмосферу,
способствующую
раскрытию
творческих способностей детей.
3.Поддержать
желание
родителей выступить вместе с
детьми перед детьми детского
сада, сотрудниками.

- 7 занятие в месяце проходит в виде
досуга. Дети приходят в гости к
малышам средней группы и
показывают им отдельные номера
новогоднего утренника, этюды с
куклами, инсценировку новогодней
сказки.
- 8 занятие. В
программу
новогоднего утренника включить
материал предыдущих занятий:
отдельные этюды с куклами, стихи,
песни, танцы, выученные на
занятиях
2. Родители вместе с детьми
разыгрывают новогоднюю сказку
«Снегурочка».

Праздник, досуг.

11

ЯНВАРЬ
Практика
1. «Пришла Коляда,
отворяй ворота».
(совместно с
родителями), (НРК).

2. «Гордится
Петенька красой, ног
не чует под собой»

Теория
3. «Сочиняем новую
сказку».

4. «Сказки сами
сочиняем, а потом
мы в них играем».

1.Познакомить
детей
с
народными
традициями,
праздниками,
фольклором,
играми.
2.Дать представление о русском
балаганном
театре
и
его
персонажах.
3.Развивать
навыки
монологической речи.

1.Игры: «Водяной», «Где звенит
колокольчик?», «Маленький
мальчик», «Догонялки» (уральский
материал).
2. Частушки. Колядки

Фольклорный
праздник
«Рождественские
колядки».

1. Совершенствовать умения
детей
предавать
образы
персонажей сказки, используя
разные
средства
выразительности
2.Воспитыввать уверенность в
себе, своих силах

1.Погружение в сказку.
2.пантомимические упражнения.
3.Интонационные упражнения

Драматизация
сказки

1. Развивать у детей творческое
воображение.
2.Учить
последовательно
излагать мысли по ходу сюжета.
3.Совершенствовать
навыки
групповой работы.
4.Усовершенствовать
навыки
детей в управлении куклами марионетками.

1.Знакомство со сказкой В. Сутеева
«Кораблик».
2. Беседа по содержанию.
3. Сочинение продолжения сказки.
4. «Федул». Потешка. (куклы –
марионетки).

1. Развивать у детей творческое
воображение.
2. Учить выразительно
передавать характерные
особенности героев сказки.
3. Развивать самостоятельность
и умении согласованно
действовать в коллективе
(социальые навыки).
4. Поддерживать желание играть
с куклами – марионетками.

1. Погружение в сказку,
придуманную детьми.
2. Пантомимическая игра «Узнай
героя».
3. Драматизация сказки.
4. «Уж ты, серенький коток».
Потешка. (куклы – марионетки).

Беседа.

Игра.

ФЕВРАЛЬ
Теория
1. «Наши эмоции».

1.Учить
распознавать
эмоциональные состояния по
мимике: «радость», «грусть»,
«страх», «злость».
2.Учить детей подбирать нужную
графическую
карточку
с
эмоциями в конкретной ситуации
и изображать соответствующую
мимику у себя на лице.
3.Совершенствовать
умение
детей связно и логично излагать
свои мысли.

1. Рассматривание сюжетных
картинок.
2. Беседа.
3. Упражнение «Изобрази эмоцию».
4. Практическое задание – оценить
ситуацию, изображенную на
картинке и дорисовать лицо в
соответствии с данной ситуацией.
5. Обсуждение.
6. Этюд «О чем разговаривают
кошки» из чешской народной
поэзии (куклы с «живой рукой)

Игра.

12

4.Научить управлять куклами с
«живой рукой».
2. «Изображение
различных эмоций».

Практика
3. «Распознаем
эмоции по мимике и
интонациям голоса».

4. «Злая, злая ,
нехорошая змея
укусила молодого
воробья».

1.Продолжать знакомить детей со
схематичными изображениями
эмоции радости, злости, страха,
грусти.
2.Совершенствовать
умение
изображать ту или иную эмоцию.
3.Закреплять
умение
детей
логично, связно излагать мысли,
используя
в
речи
сложноподчиненные
предложения.
4.Побудить
детей
самостоятельно создавать образы
персонажей,
используя
театральные куклы с «живой
рукой»,
выразительную
интонацию.

1.Учить распознавать эмоции
радости, грусти, страха, злости по
мимике и интонациям голоса.
2.Упражнять
детей
в
изображении
этих
эмоций,
используя жесты, движения,
голос.
3.Обогащать и активизировать
словарь
детей
понятиями,
обозначающими
различные
эмоции.
4.Способствовать обогащению
эмоциональной сферы ребенка.
5.Познакомить
детей
со
способами управления куклами с
«живой рукой».
1.Помочь детям понять и
осмыслить настроение героев
сказки.
2.Закреплять
умения
распознавать
эмоциональные
состояния
по
различным
признакам.
3.Способствовать
открытому
проявлению эмоций и чувств
различными способами.
4.Совершенствовать
навыки
управления куклами с «живой
рукой»,
участвующими
в
диалоге.

1. Введение. Объяснение понятия
«Эмоция».
2. Знакомство детей с
пиктограммами, изображающими
радость, грусть, страх, злость.
3. Этюды на изображение эмоций
грусти, радости, страха, злости.
4. «Лягушонок». А. Берлов.
5.Этюд «Перчатки» из английской
народной поэзии.

1.Рассматривание
графических
карточек.
2. Беседа.
3.Игра
«Угадай
эмоцию».
(«Испорченный телефон») .
4.«Прилетели
воробьишки
в
огород». Русская народная потешка.
(куклы с «живой рукой»).
5.Знакомство
с
игрой
–
драматизацией «Подарок маме»,
распределение ролей.

1.Знакомство
со
сказкой
К.
Чуковского «Айболит и воробей».
2.Беседа о настроении героев сказки.
3.Практическое задание. (Педагог
называет различные ситуации из
сказки,
а
дети
отгадывают
настроение и молча поднимают
нужную пиктограмму).
4. «Эх ты, совушка – сова». Русская
народная
прибаутка.(куклы
с
«живой рукой»).
5.Подготовка к игре – драматизации
«Подарок маме», работа над
выразительным
исполнением
образов.

Беседа. Игра.

Игра.

Игра.

13

МАРТ
Практика
1. «Маму свою очень
люблю, мама придет
я ей спою».
(совместно с
родителями).

Теория
2. «Друг всегда
придет на помощь».

3. Слава, слава
Айболиту, слава всем
его друзьям!

Практика
4. «Когда страшно
видится то, чего
нет».

1.Сформировать положительное
отношение к театрально –
игровой деятельности.
2.Поддерживать
стремление
играть с театральными куклами.
3.Развивать
инициативу
и
самостоятельность в игре –
драматизации.
4.Поддержать желание малышей
выступать перед детьми детского
сада.
5.Поддержать
желание
родителей выступать вместе с
малышами
перед
детьми
детского сада и сотрудниками.

1.Помочь
детям
понять
взаимозависимость людей и их
необходимость друг другу.
2.Совершенствовать
умение
понятно выражать свои чувства и
понимать чувства других людей.
3.Закреплять умение логично
излагать свои мысли.
4.Совершенствовать
выразительность
в передаче
образов персонажей сказки.
5.Закрепить знания о правилах
манипуляции куклами с «живой
рукой».
1.Совершенствовать
умение
драматизировать
сказку,
выразительно передавая образы
героев.
2. Развивать социальные навыки
общения.
3.Побудить
самостоятельно
придумывать
движения
для
куклы с «живой рукой в
соответствии с текстом потешки.

1.Вызвать
у
детей
эмоциональный
настрой
на
сказку.
2.Продолжать развивать у детей
умение различать основные
человеческие эмоции
(страх,
радость).

- В программу утренника «Маму
свою очень люблю, мама придет я ей
спою»
включить
материал
предыдущих занятий: отдельные
этюды с куклами, драматизацию
сказки (по выбору детей), стихи,
песни, танцы, выученные на
занятиях
- Родители вместе с детьми
разыгрывают сказку
«Подарок
маме».
- Вторая неделя организуется в виде
досуга. Дети приходят в гости
малышам средней группы и
показывают им этюды с куклами
или драматизацию сказки (по
выбору детей).

1. Чтение стихотворения о друге.
2. Рассказ из личного опыта.
3.Беседа о сказках.
4.Игра – загадка «Зеркало».
5.Этюд «Павушка летала» уральская
народная потешка.

Праздник, досуг.

Игра.

1. Отгадывание загадок.
2. Ряжение в костюмы.
3. Драматизация сказки «Айболит и
воробей».
4.Этюд «Лиса по лесу ходила»
русская народная потешка (куклы с
«живой рукой).

Игра.

1.Слушание русской народной
сказки «Устраха глаза велики».
2.Беседа по сказке. Ряжение в
костюмы. Драматизация сказки.
3. Изображение эмоции страха.

Беседа. Игра.

14

3.Продолжать учить грамотно
отвечать
на
вопросы
по
содержанию сказки.
4.Совершенствовать
навыки
управления
большими
театральными
напольными
куклам, куклами с «живой
рукой».

4. Рассказы детей из личного опыта.
5.«Как у нашей Ирки» Е. Благинина.
(большие театральные напольные
куклы).
6.«Скок
–
поскок».
Русская
народная потешка. (куклы с «живой
рукой»).

АПРЕЛЬ
Теория
1. «Каждому страх
большим кажется».

2. «Преодолеем
страх».

Практика
3. «У страха глаза
велики».

4. «Весна – красна».
(экология),
(совместно с
родителями).

1.Продолжать учить детей давать
характеристики
персонажам
сказки.
2.Совершенствовать
умение
детей выразительно изображать
героев.
3.Закреплять
умение
распознавать
основные
человеческие
эмоции(радость,
страх)
по
определенным
признакам.
4.Закреплять навыки управления
куклами с «живой рукой»,
участвующими в диалоге.

1.Беседа по сказке «У страха глаза
велики».
2.Пантомимическая игра «Изобрази
героя».
3.Повторное слушание сказки.
4.Этюд «Прилетели воробьишки в
огород».

Беседа, игра.

1Закрепить
умение
детей
передавать страх.
2.Учить
преодолевать
это
состояние.
3.Совершенствовать
умение
детей пересказывать сказку.
4.Усовершенствовать
навыки
управления куклами с «живой
рукой»,
участвующими
в
диалоге.

1.Рассматривание
картинки
«Страшно».
2.Изображение различных степеней
страха.
3.Игра «Преодолеем страх».
4.Рассказывание детьми сказки «У
страха глаза велики».
5.Этюд «Эх ты, совушка – сова»
(куклы с «живой рукой).
6.Знакомство с драматизацией «В
лес на прогулку» А. Медведева.

Беседа.

1.Распределение ролей.
2.Ряжение в костюмы.
3.Драматизация сказки «У страха
глаза велики».
4.Подготовка к драматизации «В лес
на
прогулку»,
работа
над
выразительным
исполнением
образа.

Игра –
драматизация.

1. - В программу утренника «Весна красна»
включить
материал
предыдущих занятий: отдельные
этюды с куклами, стихи, песни,
танцы, выученные на занятиях.
- Родители вместе с детьми
разыгрывают сказку «В лес на
прогулку».
-Вторая неделя организуется в виде
досуга. Дети старшей группы

Праздник, досуг.

1.Совершенствовть
выразительность
мимики,
жестов, голоса при драматизации
сказки.
2.Учить детей бесконфликтно
распределять роли, уступая друг
другу или находя другие
варианты.

1.Создать на весеннем утреннике
атмосферу праздника.
2. Побудить детей участвовать в
различных видах творческой
деятельности, проявляя свои
способности.
3.Поддержать желание малышей
выступать перед детьми детского
сада.
4.Поддержать
желание
родителей выступать вместе с

15

детьми перед сотрудниками,
детьми детского сада.

приходят к малышам в гости и
показывают им этюды с куклами
или драматизацию сказки «В лес не
прогулку».

МАЙ

Теория
1. «Если с другом ты
поссорился».

2. «Как Луне и Солнцу
быть, не могут ссору
разрешить!».

1.Показать детям как легко могут
возникать конфликты.
2.Учить находить выход их
конфликтных ситуаций.
3.Закрепить умение различать и
изображать злость.
4.Совершенствовать
умение
детей логично и связно выражать
мысли.
5.Закрепить знания о правилах
манипуляции
куклами
–
марионетками.
1.Продолжать
учить
распознавать злость.
2.Совершенствовать
умение
передавать
соответствующее
настроение героев сказки с
помощью различных интонаций.
3.Закреплять умение детей полно
и логично отвечать на вопросы
сказки.
4.Усовершенствовать
управление
куклами
–
марионетками, участвующими в
танцевальной импровизации.

Практика
3. «Как поссорились
Солнце и Луна».

1.Закрепить
умение
детей
бесконфликтно общаться в ходе
подготовки
к
драматизации
сказки.
2.Совершенствовать
исполнительское
мастерство,
выразительность в передаче
образов героев сказки.

4. Мониторинг

1.Выявить
творческие
способности детей к театрально –
игровой деятельности за вторую
половину учебного года.

1.Рассматривание
картины
с
изображением двух мальчиков и
беседа по ней.
2.Знакомство со сказкой «Как
поссорились Солнце и Луна».
3.Игра «Найди и покажи эмоцию».
4.Этюд «Скок – поскок» русская
народная
потешка
(куклы
–
марионетки).

Беседа

1.Рассматривание
картинки
«Злость».
2.Слушание сказки «Как Луна и
Солнце поссорились».
3.Упражнение на выразительность
голоса, мимики, жестов.
4.Этюд
«Как
пошли
наши
подружки».

Беседа.

1.Распределение ролей, ряжение.
2.Драматизация
сказки
«Как
поссорились Солнце и Луна».

Игра драматизация

-Первая
неделя
посвящена
усвоению основ драматического
театра. Педагог оценивает дикцию,
жесты, мимику, движения в
пройденных на занятиях этюдах;
поведение в играх – драматизациях.
-Вторая неделя отводится усвоению
основ кукольного театра. Педагог
оценивает знания детей о кукольном
театре, умение управлять куклой,
исполнение ролей в кукольном
спектакле.

Практическое
занятие,
презентация

16

1.4. Планируемые результаты
В результате реализации программы дети научатся:
- приемам вождения кукол - марионеток,
- различать виды кукольных театров и называть их (настольный театр,
верховые куклы на гапите, театр марионеток).
У детей разовьется:
- внимание, память, мышление, воображение,
- диалогическая и монологическая формы речи,
- устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности.
-с помощью игровых, песенных и танцевальных импровизаций сформируются
исполнительские умения в создании художественного образа,
-желание участвовать в танцевальных импровизациях, стремление пластикой
своего тела создать яркий запоминающийся образ.
В ходе занятий театрализованной деятельностью у детей сформируется:
- гуманные чувства,
- желание играть с театральными куклами,
-желание детей, родителей активно участвовать в праздниках и развлечениях,
используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной
деятельности детей.
-уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к игрушкам,
куклам, костюмам, декорациям. Расширятся представления детей об окружающей
действительности. Уточнятся представления об игрушках, предметах, декорациях,
окружающих их.

17

2. Организационно – педагогические условия
2.1. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Кружок по театрализованной деятельности «Буратино», проводится в
музыкальном зале, совмещенным с физкультурным залом (далее музыкальный
зал), площадью 70 кв.м., в котором могут одновременно находиться 35 детей.
Помещение теплое, хорошо проветриваемое, так как имеет 12 больших евроокон,
открывающихся в двух положениях - поворотном и откидном и 2 дверных
евроблока. Температура воздуха в зале – от 20 до 22 С. Музыкальный зал
расположен на первом этаже.
Освещенность и цвет
Освещение в музыкальном зале осуществляется при помощи 8 светодиодных
светильников. Площадь освещена равномерно.
Оборудование музыкального зала
I. 1 письменный стол; 2 маленьких столика для демонстрационного материала; 42
стула (детских); 1 взрослый стул; стеллаж с полками;
II. 2 ширмы театральных (большая и малая);
III. Кукольные театры: пальчиковый, плоскостной, шагающий театр, би-ба-бо
(перчаточный), варежковый, платковые куклы, люди-куклы, конусные куклы,
ложечковый театр, куклы на гапите, игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие
куклы). Шапочки зверей, детские костюмы.
Технические средства
-музыкальный центр,
-СD-диски с
подборкой
музыкального
оформления
инсценировок, игр-драматизаций, режиссерских игр,
-мультимедийный проектор, экран
-ноутбук, колонки.

спектаклей,

Кадровое обеспечение
Занятия с детьми проводит музыкальный руководитель.
Образование:
-Среднее специальное
«Краснотурьинское музыкальное училище», специальность артист,
преподаватель, 1992 г
-Высшее образование
18

Челябинская академия культуры и искусств, Менеджер- социально
культурной деятельности, 2009 г
-Переподготовка
Автономная некоммерческая организация «Академия дополнительного
профессионального образования» по программе доп. профессионального
образования «Музыкальный руководитель. Технологии планирования и
реализации муз. образования в ДОО с учетом требований ФГОС», 2016 г
Категория:
Высшая квалификационная категория
Методические материалы
Методические материалы и средства обучения и воспитания
№ Методические

Аудиовизуальные
Музыкальные
средства
средства
(видеофильмы, слайды,
презентации и т.д.)

Дидактические
материалы

1.

-Слайды с
изображением:
настольного кукольного
театра, театра, сцена;
- Сюжетные картинки по
сказкам.
-Картинки с
изображением
различных героев сказки.
-флешноситель, CD с
фонограммами,
-Видеозаписи досуговых
программ

-картотека
дыхательной
гимнастики,
-картотека
артикуляционной
гимнастики,
-картотека
пальчиковой
гимнастики,
-картотека
музыкальных
игр,
-картотека
пантомимических
упражненеий

материалы и средства
(методическая
литература (печатные):
учебные пособия, книги
для чтения, рабочие
тетради, раздаточный
материал и т.д.)
-Тематическое
планирование. Программа
«Буратино»,
- Образовательная
программа дошкольного
образования
МДОУ «ЦРР – детский
сад «Улыбка».
-Пособие для
воспитателей, педагогов
дополнительного
образования. Сорокина
Н.Ф. Миланович Л.Г. ,
«Играем в кукольный
театр», «Театр –
творчество – дети»,
-Маханёва М.Ф.
Театрализованные занятия
в детском саду,
-Русские народные сказки
для малышей.

Флешноситель
с
фонограммами
для поведения
музыкальных
игр,
дыхательной
гимнастики,
динамических
пауз и др.

2.2. Формы аттестации /контроля и оценочные материалы
Система мониторинга.
Эффективность проводимой работы с детьми в рамках деятельности
театрального кружка определяется с помощью мониторинга, который поможет
19

определить уровень усвоения ребёнком знаний и оценить их по трехбалльной
шкале.
Основы театральной культуры
Высокий
уровень
( 3 балла)
Проявляет
устойчивый
интерес
к
театральному
искусству
и
деятельности.
Знает
правила
поведения
в
театре.
Называет
различные виды
театра, знает их
различия. Может
охарактеризовать
театральные
профессии.

Средний
уровень
( 2 балла)
Интересуется
театрализованной
деятельностью.
Знает
правила
поведения
в
театре.

Низкий уровень

Итого баллов

( 1 балл)
Не
проявляет
интереса
к
театрализованной
деятельности.
Знает
правила
поведения
в
театре.

Использует свои Затрудняется
знания
в назвать
виды
театрализованной театра.
деятельности.

Речевая культура
Высокий
уровень
( 3 балла)
Понимает
главную
идею
литературного
произведения,
поясняет
своё
высказывание.
Даёт подробные
словесные
характеристики
главным
и
второстепенным
героям.

Средний
уровень
( 2 балла)
Понимает
главную
идею
литературного
произведения.

Низкий уровень

Даёт словесные
характеристики
главных
и
второстепенных
героев.

Различает
главных
и
второстепенных
героев.

Итого баллов

( 1 балл)
Понимает
содержание
произведения.

20

Творчески
интерпретирует
единицы сюжета
на
основе
литературного
произведения.
Умеет
пересказать
произведение от
разных
лиц,
используя
языковые
и
интонационнообразные
средства
выразительности
речи.

Выделяет и может Затрудняется
охарактеризовать выделить
единицы сюжета. единицы сюжета.

В
пересказе
использует
средства
языковой
выразительности
(эпитеты,
сравнения,
образные
выражения).

Пересказывает
произведение с
помощью
педагога.

Эмоционально-образное развитие
Высокий
уровень
( 3 балла)
Творчески
применяет
в
спектаклях
и
инсценировках
знания
о
различных
эмоциональных
состояниях
и
характере героев,
использует
различные
средства
выразительности.

Средний уровень

Низкий уровень

( 2 балла)
Владеет знаниями о
различных
эмоциональных
состояниях и может
их
продемонстрировать,
используя мимику,
жест,
позу.
Требуется помощь в
выразительности.

( 1 балл)
Различает
эмоциональные
состояния и их
характеристики, но
затрудняется
их
продемонстрировать
средствами мимики,
жеста, движения.

Итого баллов

Основы коллективной творческой деятельности
Высокий
уровень
( 3 балла)
Проявляет
инициативу,

Средний
уровень
( 2 балла)
Проявляет
инициативу,

Низкий уровень

Итого баллов

( 1 балл)
Не
проявляет
инициативу,
21

согласованность
действий
с
партнёрами,
творческую
активность
на
всех
этапах
работы
над
спектаклем.

согласованность пассивен на всех
действий
с этапах работы над
партнёрами
в спектаклем.
планировании
коллективной
деятельности.

Уровень знаний и умений театрализованной деятельности.
Высокий уровень (18-21 балл).
Средний уровень (11- 17 баллов).
Низкий уровень (7- 10 баллов).
По результатам мониторинга заполняется протокол.
№ Ф.И.
Основы
ребёнка театральной
культуры

Речевая Эмоцио
культура нальнообразное
развитие

Основы
коллективной
творческой
деятельности

Уровень

22

3. Список литературы
1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение,
2004.
3. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников.
Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития,
2005.
4. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры,
упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
5. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры –
занятия. - СПб, 2002
6. Буйлова Л. Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной
школе. - М.: Сентябрь, 2004. – 192 с.
7. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» СПб., 2002.
8. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.М.: Искусство, 2002.
9. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
10.Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность
дошкольников». Москва, «Вако», 2011
11.Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
12.Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
13.Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и
тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
14.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
15.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Сфера,
2009. – 128с.
16.Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
17.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
18.Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
19.Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в
детском саду. М., 2000.
20.Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -М.:
Просвещение, 2006.
21. Сорокина Н.Ф. Миланович Л.Г. «Театр – творчество – дети», -М.: Сфера,
2000.
22.Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской
культуры педагога.- М.: Социум, 2000.
23.Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг.
Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
24.Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
25.Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М. Мозаикасинтез 2007г
23

26.Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.:
Педагогический поиск, 2005.
27.Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000.
28.Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития
дошкольников /Сост. О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599.
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.
5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования
детей в Российской Федерации до 2020 года.
6. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014
N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».

24


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».