Программа дополнительного образования художественной направленности Азбука песен для детей 5-6 лет

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

Принято:
Решением совета педагогов
МДОУ «ЦРР – д\с «Улыбка»
Протокол №____от _____2021 г.

Утверждено:
Заведующий МДОУ
«ЦРР – детский сад «Улыбка»
_____________ Лещёва А.А.
Приказ № ____от_______2021г.

Составительская программа
по дополнительному образованию
«Азбука песен»
для детей старшего дошкольного возраста
Срок реализации программы 2021- 2022 учебный год
Разработчик:
Жиделева Наталия Васильевна,
музыкальный руководитель,
высшая квалификационная
категория

г. Качканар, 2021 г.

Содержание:

1. Основные характеристики программы………………………………………..3
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………..3
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы………………………………….3
1.3. Содержание общеразвивающей программы…………………………………....4
1.4. Планируемые результаты………………………………………………………..7
2. Организационно- педагогические условия……………………………………9
2.1. Условия реализации программы………………………………………………..9
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………………………..11
3. Список литературы………………………………………………………………...12

2

Основные характеристики

1.
1.1.

Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС дошкольного воспитания о признании самоценности
дошкольного периода детства на первый план выдвигается развивающая функция
образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его
индивидуальные способности. На сегодняшний день музыкальное искусство
продолжает оставаться основным средством разностороннего развития детей:
творческого и личностного. Главная роль в этом процессе отводится пению –
одному из самых любимых детьми занятию. Дошкольный возраст – наиболее
благоприятный период для формирования и развития певческого голоса.
На современном этапе можно выявить ряд проблем, касающихся вокального
образования дошкольников:
- влияние пропагандируемой в обществе чисто развлекательной музыки, не
соответствующей восприятию, природе и возможностям ребенка;
- отсутствие необходимой музыкально – певческой среды в семье (утеряны
традиции домашнего музицирования, хорового пения);
- ограниченное время, отведенное пению на музыкальных занятиях, что не
позволяет должным образом подготовить голоса к пению;
- наполняемость групп не дает в полной мере реализовать индивидуально –
дифференцированный подход к детям;
В современной педагогике открыты уникальные возможности малых групп в
использовании индивидуального подхода в обучении и развитии детей. Именно в
подгруппе у педагога появляется возможность уделить внимание каждому
ребенку, выявить индивидуальные способности и возможности. В таких условиях
можно осуществить зрительный и слуховой контроль, позволяют реализовать на
практике эффективные приемы обучения плохо интонируемых детей.
Таким образом, только организованный музыкальным руководителем процесс
обучения пению в условиях малой группы (на дополнительных кружковых
занятиях) может повлиять на развитие вокально – хоровых навыков.
1.2.

Цель и задачи программы

Цель данной программы – формирование у детей устойчивого интереса к
музыкальному искусству через развитие их певческих навыков.
Содержание Программы направлено на формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
художественно – эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии,
выявление, развитие и поддержку талантливых детей.
Данная программа имеет социально – педагогическую направленность,
соответствует требованиям Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации".

3

Задачи программы:
1.Развитие художественного вкуса
детей через соприкосновение и
знакомство с лучшими образцами вокального искусства.
2. Индивидуальное певческое развитие каждого ребенка.
3. Создание благоприятных условий для эмоционального комфорта всех
детей.
4.Накопление музыкальных впечатлений и слухового опыта детей, развитие
музыкального слуха.
5.Формирование вокальных, ансамблевых и исполнительских навыков.
6.Развитие
творческих способностей детей, потребности в их
самовыражении средствами
пения - в играх, инсценировках, песенных
импровизациях.
Программа ориентирована на старший дошкольный возраст – 5-6 лет
(старшая группа).
Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными
возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих
возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный
и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься пением.
Занимаясь в вокальном кружке, дети получают не только вокальную подготовку,
но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают
навыки выступления перед зрителями.
Программа состоит из нескольких разделов: подготовка к пению, вокально –
хоровая работа, слушание музыки, игры на развитие слуха и голоса, музыкальное
движение, музицирование, постановка музыкальных спектаклей, концертная
деятельность.
Программа предусматривает индивидуальную, индивидуально - групповую
и групповую формы обучения детей. Наполняемость группы не должна
превышать 12 детей.
Результаты итогов реализации данной программы предполагается
представлять на музыкальных спектаклях, концертах и творческих конкурсах в
ДОУ, выступлениях воспитанников на городских мероприятиях и фестивале конкурсе детского и юношеского творчества «Качканарские звездочки»,
городском конкурсе чтецов «Капели звонкие стихов».

1.3.

Содержание Программы

Учебно – тематический план

4

№

общее
Формы
аттестации
/контроля

Наименование разделов и тем
п\п
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
2.
2.1
2.2
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4.
5.

Подготовка к пению
Голос - мой друг
Дыхание
Артикуляционная гимнастика
Дикция
Вокально-хоровая работа
Певческая установка
Распевание, пение, песенное
творчество
Слушание музыки
"Когда мои друзья со мной"
"Пусть всегда будет мама"
Динамика
«Комические песни»
«Песни военных лет»
«Музыкальная горенка»
Музыкальное движение.
Музицирование.
Постановка музыкальных
спектаклей.
Концертная деятельность
ИТОГО

кол-во
часов
15

23

14

Теория

Практика

1
1
1
1

14
5
3
6
22
1

5
1
1
1
1
1

21
9
2
1
1
1
1
3

12

8
72

12
-

8

7

72

Содержание учебного плана
Раздел 1. Подготовка к пению
Тема 1. Голос – мой друг
Теория. Особенности строения голосового аппарата. Охрана детского голоса.
Тема 2. Дыхание
Практика. Выполнение комплекса дыхательных упражнений:
«Деревья», «Покатаем игрушку на лодочке», «Хомячок», «Греем ладошки»,
«Медведь храпит», «Собачке жарко», «Шарик», «Трубач», «Забей мяч», «Свечи»,
«Рубка дров», «Хочу сказать – не могу» (По Стрельниковой).
Игры с голосом «Встреча язычка с жителями удивительной страны».
Тема 3. Артикуляционная гимнастика
5

Практика. Сказка С. А. Коротаевой «Путешествие язычка». Гимнастика
«Иголочка», «Конфетка», «Часики», «Хобот», «Лопаточка», «Лягушонок»,
«Лошадка».
Тема 4. Дикция
Практика. Проговаривание скороговорок в различных темпах. Пальчиковые игры
(приложение). Ритмодекламация.
Раздел 2. «Вокально – хоровая работа»
Тема 1. Певческая установка.
Положение корпуса при пении, посадка.
Практика. Выполнение упражнений «Шалтай – Болтай», «Ракета».
Тема 2. Распевание. Пение. Песенное творчество
Практика. Выполнение комплекса упражнений, указанных в приложении.
Традиционное и нетрадиционное разучивание песен (репертуар указан в
приложении).
Раздел 3. Слушание музыки.
Тема 1. «Когда мои друзья со мной»
Теория. Знакомство с понятиями тембр, ансамбль.
Практика. Слушание и исполнение песен о дружбе, игровое упражнение «Узнай
по голосу».
2 «Пусть всегда будет мама»
Теория. Беседа о маме. Понятие о лирическом характере музыки.
Практика. Слушание колыбельных песен из мюзиклов, мультфильмов, пение и
импровизация колыбельных песен.
3. Динамика.
Теория. Чтение стихотворения Е. Королевой «Кот Василий» и беседа о
динамических оттенках. Знакомство с новыми терминами – «форте», «пиано».
Практика. Пение и музицирование с разными динамическими оттенками
знакомого репертуара.
4 Комические песни
Практика. Слушание шуточных песен и определение их характера.
5 Песни военных лет
Теория. Знакомство с понятием «трагические и героические песни».
Практика. Слушание попурри из военных песен.
6 «Музыкальная горенка»
Теория. Знакомство с песенными жанрами: частушка, хороводная песня.
6

Практика. Слушание, пение и сочинение частушек. Разучивание новых
хороводных игр и повторение знакомых.
Раздел 4. Музыкальное движение.
Музицирование.
Практика. Проведение подвижных игр, инсценировок и оркестровок песен,
указанных в приложении.
Раздел 5. Постановка музыкальных спектаклей.
Концертная деятельность.
Практика. Выступления на концертах, вечерах развлечений для малышей,
родительских собраниях, городских фестивалях – конкурсах. Закрепление
приобретенных знаний, навыков и умений на практике.
1.4.

Планируемые результаты

К концу освоения программы дети должны знать:
-особенности певческой установки;
-основные понятия из словаря «Азбука песен;
-упражнения на тренировку речевого дыхания;
-правила охраны и гигиены голоса;
-названия нот;
-упражнения артикуляционной гимнастики;
-несколько примеров скороговорок.
Дети должны уметь:
-определять жанры музыкальных произведений;
-различать высокие и низкие звуки;
-эмоционально исполнять знакомые песни с сопровождением;
-придумывать движения для обыгрывания песен;
-различать части песен;
-узнавать песни по фрагменту;
-исполнять небольшую песню в удобном диапазоне без сопровождения;
-аккомпанировать на музыкальных инструментах;
-различать правильное и неправильное пение других детей;
-импровизировать с помощью взрослого несложные мелодии на заданный текст.
А
В
Г
Д
З
К
Л
Н

Словарик «Азбука песен»
Ансамбль. Аккомпанемент
Вступление. Высота звука
Голос. Героическое
Длительность. Динамика. Динамические оттенки.
Звук. Заключение
Куплет. Комическое. Колыбельные
Лирическое
Нота
7

П
Р
С
Т
Ф
Х
Ч

Припев. Пауза
Регистр
Солист
Тембр. Темп. Трагическое
Фольклор
Хор. Хоровод
Частушка

8

2.

Организационно- педагогические условия
2.1.

Условия реализации программы

Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение учебного года (сентябрь –
май). Мальчики и девочки занимаются вместе. Продолжительность одного
занятия 30 минут.
Пространственно - развивающая среда
Технические средства обучения
Музыкальный центр
Микрофон
Магнитофон
Видео и аудио записи
Телевизор
Записи караоке
Медиа проектор

Развивающая среда
Детские музыкальные инструменты
Фортепиано
Костюмы сказочных героев
Концертные костюмы детские
Дидактические игры
Портреты композиторов
Фотоальбомы
с
концертных
выступлений детей

Методическое обеспечение реализации программы
Парциальные программы.
Методические пособия.
1. Ветлугиной Н.А. «Музыкальное
воспитание в детском саду», М.
«Просвещение», 1989 г.
2. Каплунова И., Новоскольцева И.
«Праздник каждый день», СПб,
«Композитор», 2008 год
3. Кацер О.В. «Учите петь, играя»
(Игровая методика обучения детей
пению) Санкт – Петербург, «Невская
Нота», 1998.
4. Орловой Т.М. «Учите детей петь»,
М. «Просвещение», 1990 г.

Дополнительная литература
1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская
В.А. Теория и методика
музыкального воспитания
детей дошкольного возраста.
М., 2007.
2. Емельянов В.В.
Фонопедический метод
развития голоса.- М., 1991.
3. Михеева Л. Музыкальный
словарь в рассказах.- М., 1984.

9

Методическое сопровождение Программы
Характеристика разделов Программы
Раздел «Подготовка к пению»
Цель – легко и незаметно подготовить голоса детей к пению, «разогреть»
мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух,
подвести к воспроизведению музыкальных звуков.
Дыхательная гимнастика - устраняет поверхностное неритмичное дыхание,
нормализует физиологическое спокойное плавное дыхание, формирует навыки
речевого и певческого дыхания.
Артикуляционная гимнастика снимает напряжение и скованность
артикуляционных мышц, развивает мимику, артикуляционную моторику,
выразительность дикции.
Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения – позволяют
почувствовать ребенку свой голос, поиграть с ним, формируют его естественное
звучание, расширяют речевой и певческий диапазоны, способствуют координации
слуха и голоса.
Ритмодекламация
- выработка навыков выразительного исполнения
различных настроений в речевом и музыкальном материале.
Пальчиковая гимнастика – помогает расслабиться, направлена на развитие
мелкой моторики рук, памяти, речи.
Раздел «Вокально – хоровая работа»
Обучение детей соблюдению певческой установки; спокойному вдоху и
постепенному, экономному выдоху, распределению дыхания во фразе;
формирование естественного звучания голоса; укрепление и расширение
певческого диапазона; обучение детей умению слышать себя во время пения,
правильное и неправильное пение других детей, замечать и исправлять ошибки;
формирование навыков эмоционального выразительного исполнения песен;
обучение пению с сопровождением и а капелла;
развитие ансамблевых хоровых навыков (одновременного вступления и
окончания пения, петь цепочкой, с солистом, по показу дирижера);
развитие песенного творчества;
обучение пению с инструментальной фонограммой, с соблюдением нужного
темпа, ритма, динамики.
Вокально - хоровые задачи будут решаться в процессе:
а) распевания,
б) пения произведений,
в) работы с солистами,
г) индивидуальной работы с плохо-интонирующими детьми;
д) работа с инструментальной фонограммой;
е) подбор интонаций на заданный текст
Раздел «Слушание музыки. Игры на развитие слуха и голоса»
Цель - воспитание эмоционально – эстетической отзывчивости.
Формирование эмоционально осознанного восприятия песен.
Развитие
звуковысотного, ритмического слуха, представлений о жанровой характеристике
10

песен (песня – марш, песни танцевального характера). Определение частей песни:
вступление, запев, припев, вступление, заключение.
Слушание музыки, доступной детскому восприятию позволяют понять
образно – содержательную сторону вокального искусства.
Раздел «Музыкальное движение, музицирование»
Цель – снять усталость, напряжение, учить владеть своим телом,
ориентироваться в пространстве, развивать координацию между вокальным
исполнением и танцевальными движениями (без акцентирования на вокале во
время движения), согласовывать движения с характером и музыкальным
содержанием.
Инсценировки знакомых песен, хороводы - побуждают детей к проявлению
своего творчества, импровизации, нахождению интересных, образных движений;
Сценическое воплощение песни – дает возможность
осознанно,
эмоционально передавать образ песни, через мимику, пластику выражать свои
чувства в процессе исполнения произведения, самостоятельно подбирать
движения, соответствующие характеру музыки.
Музицирование – помогает украсить звучание детских голосов, развить
тембровый и ритмический слух.
Раздел «Постановка музыкальных спектаклей. Концертная деятельность»
Цель – дать возможность почувствовать себя настоящими артистами,
ощутить радость творчества, увидеть значимость занятий, воспитывать
концертную выдержку, волю, дать возможность каждому из детей творчески
проявить себя.
2.2. Формы оценочных материалов
В процессе наблюдения анализируются следующие диагностические критерии:
1. Музыкальность.
- Умение слушать и понимать музыку.
- Умение определять на слух музыкальные жанры.
- Чувство ритма.
2. Двигательные навыки.
- Координация движений.
- Ориентирование в пространстве.
3. Вокальные навыки.
- Выразительное исполнение песни.
- Исполнение песни с сопровождением и акапелла.
- Исполнение песни под инструментальную фонограмму.
4. Эмоциональная сфера.
- Выразительность мимики и пантомимики.
5. Творческие проявления.
- Умение импровизировать под музыку.
6. Коммуникативные навыки.
- Умение вести себя в паре.
- Умение вести себя в коллективе.
11

3.Список литературы
1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Детство с музыкой». Современные
педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и
дошкольного возраста; Учебно-методическое пособие. – ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО
“ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010.
2. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 5-6 лет. Песни и упражнения для упражнения
голоса. – М.: Сфера, 2014.
3. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 6-7 лет. Песни и упражнения для упражнения
голоса. – М.: Сфера, 2014.
4. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – Москва, 2000.

12

Приложение

Репертуар
Старшая группа
Слушание
Ельчева И. «Танцуй, моя кукла»
Портнов Д. «Старый волк»
Б.Жерар «Мама – первое слово»
Блантер М. «Колыбельная»
Олах А. «Котенок»
Рум.н.п. «Бабушка и козлик»
«Частушки» в исполнении ансамбля «Игранчики»
Распевание и пение
Р.н.м. «Дон – дон»
Р.н.м. «Барашеньки»
Конвена И. «Воробей, курочка»
Чичков Ю.«Птичница – отличница»
Струве Г. «Про козлика»
Абелян Л. «Я умею рисовать»
Инсценировки песен, игры
Р.н.п. «Жил был у бабушки серенький козлик»
Р.н.п «Шел козёл по лесу»
Эст. н. п. «Иди, проходи»
П.н.п. «Вышли дети в сад зеленый»
Пятигорский Г. «Он похож на папу»
Пальчиковые игры
«Поросята»
«Дружат в нашей группе»
«Зайка»
«Мы делили апельсин»
«Коза и козленок»
«Кулачки»
«Птички прилетели»
«Вышла кошечка»
«Цветок»
«Крючочки»

13


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».