Программа СЕМЬЯ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

Принято:
Решением Педагогического совета
Протокол № 1 от «31» августа 2021г.

Утверждено:
Заведующий МДОУ
«ЦРР-детский сад «Улыбка»
_______________А.А.Лещёва
Приказ № 262 от «31» августа 2021г.

Программа «СЕМЬЯ»
2021-2026гг.

г. Качканар, 2021

Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в
этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими
сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре,
к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время
первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности
ребёнка. В дошкольном возрасте решаются задачи по формированию всесторонне – развитой
личности. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. В дошкольном
детстве родители оказывают самое большое влияние на всестороннее развитие ребёнка и поэтому
важно, чтобы они стали равноправными участниками в процессе развития малыша, поддерживая
действия педагогов.
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется
большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и
образовательных организаций. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы
дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на
освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрение программ
просвещения и обучения семьи.
В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается
обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условия для успешного
воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только
равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В условиях,
когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического
выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов
воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием
возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание
вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В статье 44
Федерального закона «Об образовании в РФ» говорится: «Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание
детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка».
В концепции дошкольного воспитания сказано, что «… семья и детский сад, имея свои
особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является
установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом…» Таким
образом, важно чтобы общение педагогов и родителей базировалось на принципах открытости,
взаимопонимания и доверия.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования направлению работы с родителями
придается принципиально новая значимость. Признание приоритета семейного воспитания
требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений
определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Именно в семье происходит
первичная социализация, формируется первичное мировоззрение ребенка.
Основной целью взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьей является создание
единого пространства или алгоритма «родители – дети – педагоги».
Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и
дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и
«взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит
привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ
организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной
перцепции и с помощью общения.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно только при становлении
ДОУ открытой системой. Открытость дошкольного учреждения, включает «открытость внутрь»
и «открытость наружу».

«Открытость внутрь» – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.
Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении,
внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие,
которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход»
в ближайший лес, выход в музей, другие помогут в оснащении педагогического процесса,
третьи – чему-то научат детей. Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного
учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. Педагоги,
в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны
домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Родители являются основными социальными заказчиками ДОО, поэтому взаимодействие
педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи, в связи с этим одной
из задач педагогического коллектива МДОУ «ЦРР – детский сад «Улыбка» является работа над
проблемой взаимодействия детского сада и семьи.
Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям
обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада
создают оптимальные условия для повышения культуры социально - педагогических знаний
родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в воспитательнообразовательном процессе с целью развития личности ребенка.
Программа «Семья» носит долгосрочный характер, будет реализовываться в течение 5 лет,
2021-2026гг.
Главная цель программы – совершенствование системы взаимодействия семьи и
детского сада как способ повышения эффективности воспитательного потенциала
образовательного процесса.
Участники программы
Основным звеном программы является коллектив родителей, детей и педагогов,
выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и
проведении семейного досуга, творчески подходящий к реализации целей и задач программы
«Семья».











Задачи программы:
Создание благополучной социальной среды, на основе тесного сотрудничества всех
участников воспитательного процесса
Организация работы по поднятию престижа и ценности семьи, совершенствование форм
семейного воспитания;
Анализ, обобщение и распространение опыта проектирования взаимодействия семьи и
детского сада в интересах развития личности ребенка;
Совершенствование системы родительского всеобуча, развитие разнообразных форм
психолого-педагогического просвещения родителей, повышение их культурнообразовательного уровня с учетом различного социального положения семей;
Совершенствование системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации
совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;
Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного
воспитания, традиций семейной народной педагогики;
Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в
совместную с детьми творческую, социально-значимую деятельность, направленную на
повышение их авторитета;
Обеспечение прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением;
Создание объединений родителей по семейным проблемам;
Активное включение в работу с семьями специалистов детского сада.
Основные направления реализации программы:









Формирование эффективной системы взаимодействия семьи и детского сада в интересах
развития личности ребенка;
Психолого-педагогическое просвещение и повышение культурно-образовательного уровня
родителей;
Взаимодействие детского сада с общественными организациями, органами правопорядка и
здравоохранения с целью охраны физического, психического и морального здоровья
ребенка;
Создание условий для воспитания будущего семьянина, родителя;
Создание системы оперативного информирования родителей по проблемам образования;
Вовлечение родителей в дополнительное образование детского сада и города;
Развитие диагностической службы по изучению проблем воспитания в семье.
Механизм реализации программы:

Осуществляется через:
- мониторинговые исследования и определение перспектив;
- установления партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого
социокультурного пространства;
- психолого-педагогическое сопровождение психологического просвещения родителей,
вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта
семейного воспитания, проведение совместных проблемных семинаров;
- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на здоровый
образ жизни;
- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной
созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;
- повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга,
организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое,
интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое
воспитание, туристко-краеведческую работу.









Ожидаемые результаты:
Создание системы помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи,
предупреждение негативных проявлений у детей;
Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной
общественно-значимой деятельности, позитивного опыта;
Повышение педагогической культуры родителей, совершенствование семейного воспитания;
Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
Создание открытой социально-педагогической системы детского сада, которая
способствовала бы диалогу, межличностному общению, взаимодействию с родителями и
общественностью;
Усиление роли семьи в воспитании детей;
Создание в детском саду семейных клубов, родительских клубов по интересам;
Создание в детском саду информационного пространства для родителей.

Организационные формы по реализации программы «Семья»
1.
№
1.

2.

3.

Развитие нормативно-правовой базы

Мероприятия
Проведение мониторинга действующих
правовых и нормативных актов по
вопросам работы с родительской
общественностью по проблемам
воспитания детей.
Разработка рекомендаций по
методическому взаимодействию ДОУ по
работе с семьей.
Введение в действие нормативноправовых актов, обеспечивающих права
родителей на участие в управлении
образовательным учреждением

Сроки
исполнения
В течение всего
периода

Постоянно
Постоянно

Исполнители
Заместитель
заведующего
воспитатели
Заместитель
заведующего,
специалисты ДОУ
Администрация

2. Развитие системы взаимодействия ДОУ с семьей
Мероприятия
1.

Создание единого воспитательнообразовательного пространства «семья –
образовательное учреждение».

2.

Создание системы массовых
мероприятий с родителями, организация
совместной общественно-значимой
деятельности и досуга родителей и
обучающихся: «Семья КГО», «Семья
ЕВВРАЗа», «Мама, папа, я – спортивная
семья», «Масленица», «Поход выходного
дня» и др
Выявление и распространение
позитивного опыта семейного
воспитания, традиций семейной народной
педагогики.
Использование различных форм
сотрудничества с родителями-отцами,
вовлечение их в совместную с детьми
социально-значимую деятельность,
направленную на повышение их
авторитета: «Солдатушки, бравы
ребятушки» и др.
Проведение традиционных праздников
ДОУ: День матери, День семьи, День
открытых дверей, День пожилого
человека и т.п.
Создание системы клубной деятельности
с родителями по интересам с
привлечением, по возможности, всех
членов семьи.
Систематическое проведение совместных

3.

4.

5.

6.

7.

Сроки
исполнения
В течение всего
периода
В течение всего
периода

В течение всего
периода
В течение всего
периода

Исполнители
Заместитель
заведующего,
специалисты ДОУ,
воспитатели
Заместитель
заведующего,
специалисты ДОУ,
воспитатели

Заместитель
заведующего,
специалисты ДОУ,
воспитатели
Заместитель
заведующего,
специалисты ДОУ,
воспитатели

Ежегодно

Специалисты ДОУ,
воспитатели

В течение всего
периода

Заместитель
заведующего,
специалисты ДОУ,
воспитатели
Заместитель

В течение всего

трудовых и социальноблаготворительных детско-родительских
семейно-общественных акций: «Помоги
собраться в школу», «Покорми
животных» и др.

периода

заведующего,
специалисты ДОУ,
воспитатели

3. Педагогический родительский всеобуч
Мероприятия
1.

Создание системы родительского
всеобуча с целью повышения
педагогической культуры и просвещения
родителей

2.

Использование при организации
родительского всеобуча традиционных
форм работы (родительские собрания,
конференции) и новых форм:
психологическая игра, собрание-диспут,
родительский лекторий, круглый стол,
вечер вопросов и ответов, семинар,
тренинг для родителей и др.
Привлечение к организации
родительских лекториев в качестве
специалистов: педагогов, психологов,
медиков, юристов и др.
Выпуск печатных материалов для
родителей
Подготовка подборок аудио и видео для
всей семьи из цикла «Семейное
воспитание»

3.

4.
5.

Сроки
исполнения
В течение всего
периода

В течение всего
периода

В течение всего
периода
В течение всего
периода
В течение всего
периода

Исполнители
Заместитель
заведующего,
специалисты ДОУ,
воспитатели,
родительский комитет
Администрация,
специалисты ДОУ,
воспитатели,
родительский комитет

Заместитель
заведующего, психолог,
инспектор ПДН,
нарколог
СМИ, специалисты
ДОУ
Инспектор ПДН,
специалист ТКДНиЗП,
Заместитель
заведующего,
специалисты ДОУ,
воспитатели

4. Социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей
№
1.

2.

Мероприятия
Проведение локальных социологических
исследований с целью выявления уровня
педагогической компетентности
родителей.
Работа Службы ранней помощи.

3.

Организация совместной работы ДОУ с
Центром социальной помощи семье и
детям.

4.

Создание системы профилактической и
коррекционной работы с семьей:
 Психодиагностика;
 Психопрофилактика;

Сроки
исполнения
В течение всего
периода
В течение всего
периода
В течение всего
периода
В течение всего
периода

Исполнители
Заместитель
заведующего,
специалисты ДОУ,
воспитатели,
Специалисты ДОУ
Заместитель
заведующего,
специалисты ДОУ,
специалисты ЦСПСиД
Специалисты ДОУ

5.

6.

 Консультации;
 Коррекционные занятия;
 Тренинговые занятия и др.
Выявление и организация
профилактической работы с семьямим,
оказавшимися в социально-опасном
положении.
Оказание помощи родителям в
формировании нравственного образа
жизни семьи.

В течение всего
периода

В течение всего
периода

Заместитель
заведующего,
специалисты ДОУ,
воспитатели, инспектор
ПДН, специалист
КДНиЗП
Заместитель
заведующего,
специалисты ДОУ,
воспитатели,
медицинский работник,
инспектор ПДН,
специалист КДНиЗП

5. Работа с руководящими и педагогическими кадрами
№
1.

2.

Мероприятия

Сроки
исполнения
В течение всего
периода

Разработка и распространение
информационно-просветительских
материалов.
Проведение серии консультаций для
В течение всего
воспитателей по работе в рамках
периода
программ педагогического сопровождения
семьи.

Исполнители
Администрация ДОУ,
специалисты
Руководители ГМО,
специалисты ДОУ,
специалисты ЦСПСиД

6. Обеспечение прав родителей на участие в управлении образовательным
учреждением
№
1.
2.

Мероприятия
Работа Управляющего совета,
Родительского комитета в системе.
Регулярное проведение общесадовых и
групповых родительских собраний,
конференций по проблемам воспитания и
обучения, государственной поддержки
детства

Сроки
исполнения
В течение всего
периода
В течение всего
периода

Исполнители
Администрация
Администрация,
педагогический
коллектив,
специалисты ДОУ

Координация и контроль над реализацией программы
Управление и контроль над реализацией программы возложены на педагогический совет
совместно с Родительским комитетом, которые анализируют ход выполнения плана действий по
реализации программы, вносят изменения, осуществляет организационное, информационное и
научно-методическое обеспечение реализации программы. Координатором программы является
заместитель заведующего МДОУ «ЦРР - детский сад «Улыбка».


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».