Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка» Принято: Решением Совета педагогов МДОУ «ЦРР – д\с «Улыбка» Протокол №____от _____2021 г. Утверждена: Заведующая МДОУ «ЦРР – детский сад «Улыбка» _____________ А.А.Лещёва Приказ № ____от_______2021г. Дополнительная общеразвивающая программа «Танцевальная мозаика» Разработчик: музыкальный руководитель «МДОУ ЦРР - детский сад «Улыбка» Кучерявая С.В высшая категория г. Качканар 2021 год Содержание. 1. Основные характеристики………………………………………………. …………3 1.1.Пояснительная записка………………………………………………………….. 3 1.2 Цели и задачи общеразвивающей программы……………………………….… 4 1.3.Содержание общеразвивающей программы………………………………….... 4 1.4. Планируемые результаты…………………………………………………….…. 12 2. Организационно – педагогические условия………………………….................. 13 2.1 условия реализации программы………………………………………………... 13 2.2 Формы аттестации и оценочные материалы………….………………………….14 3. Список литературы………………………………………………………………….15 2 1. Основные характеристики 1.1. Пояснительная записка Ритмика может быть определена как система физических упражнений, построенная на основе связи движений с музыкой. Ритмика имеет цель: научить детей воспринимать музыку, передавать в движении её содержание, формировать, закреплять и совершенствовать двигательные навыки, способствовать развитию чувства ритма, координации, ориентировки и двигательной подготовленности занимающихся. Основными средствами ритмики являются движения (танцевальные и ритмические упражнения, различные музыкально - ритмические и речевые игры, ритмические эстафеты) и музыка. Занятия ритмикой повышают двигательную активность, улучшают осанку, благоприятно влияют на сердечно - сосудистую, дыхательную системы детей. В процессе занятий ритмикой эффективно развиваются координация движений, быстрота, сила, выносливость, подвижность в суставах, физическая работоспособность. Анализируя многолетнюю работу с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию и их развитию можно отметить следующие проблемы: 1. Музыкальные занятия в разных возрастных группах строго и чётко регламентированы по времени (подготовительная группа-30 мин.). Все виды музыкальной деятельности на занятии (пение, слушание, игра, пляска т.д.) так же должны отвечать требованиям программы, например: в подготовительной группе: пение-10 мин., слушание-5 мин., игра-5мин., игра на музыкальных инструментах 5мин., разучивание танца, пляски-5 мин. На разучивание танца к праздникам не хватает времени на занятии. 2. В программе по музыкальному воспитанию, развитию музыкально- ритмических способностей, в основном рекомендуют использовать произведения под аккомпанемент фортепиано, чаще всего это польки, марши, русские народные пляски в двух частной форме. Их можно использовать в обучении только со всей группой на занятиях. Вторая проблема-это репертуар. 3.Дополнительное образование в нашем городе, в разных учреждениях не всегда ориентируется на детей дошкольного возраста (обычно это школьники), не учитывая возрастные особенности детей, что приводит к перегрузкам и переутомлении детей. Поэтому программа по ритмике кружка «Танцевальная Мозаика» будет направлена на поэтапное вовлечение детей в разнообразную танцевальную деятельность, предоставляя им возможности взаимодействия в условиях детского сада, как модели социума, где они учатся жить в мире ценностей, познают окружающую действительность и развиваются. Программа «Танцевальная мозаика» направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста до 7 лет. 3 В программе представлены различные разделы. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придает учебновоспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. 1.2. Цель и задачи программы Цель: Формировать у детей творческих способностей через развитие музыкальноритмических и танцевальных движений. Укреплять здоровье, корректировать осанку детей за счет систематического и профессионального проведения НОД, основанного на классических педагогических принципах обучения и внедрению инновационных форм и методов воспитания дошкольников. Задачи: 1. Обучающая - научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного, историко-бытового и бального танца, музыкальной грамоте, основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой. 2. Развивающая - развитие музыкальных и физических данных детей, образного мышления, фантазии и памяти, формирование творческой активности и развитие интереса к танцевальному искусству. 3. Воспитывающая - воспитание эстетически-нравственного восприятия детей и любви к прекрасному, трудолюбию, самостоятельности, аккуратности, целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе. 1.3. Содержание Программы Содержание программы направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение индивидуальных потребностей детей в художественно- эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии. Учебный план №пп 1 2 3 Название раздела, темы Традиционные виды танцев Нетрадиционные виды упражнений Развитие двигательных качеств и умений Количество часов всего теория 72 10 практика 62 72 4 68 72 9 63 Формы аттестации/ контроля 4 Характеристика разделов программы по ритмике «Танцевальная мозаика» I. Традиционные виды танцев направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребёнка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся. В этот раздел входят: танцевальные формы, как народный, бальный, современный и ритмический танцы. II. Нетрадиционные виды упражнений 1. Раздел «Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребёнка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. 2. Раздел «игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. 3. Раздел «Музыкально – подвижные игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех занятиях ритмикой, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – всё то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике. 4. Раздел «Игры – путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды подвижной деятельности, служит основой для закрепления умений и навыков, приобретённых ранее, помогает сплотить ребят, даёт возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь. 5. Раздел «Музыкально – творческие игры» является важнейшим направлением в развитии воображения. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности. III. Развитие двигательных качеств и умений 1. Раздел «Основные движения» . ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающий шаг вперёд и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг). . бег: лёгкий, ритмичный, передающий различный образ. («Бабочки», «птички», «ручейки», «ковбои», и т. д.) . прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, прямой галоп – «лошадки», подскоки. 2. Раздел « имитационные движения» – разнообразные образно – игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние. (Весёлый или трусливый заяц, хитрая лиса, усталая старушка, невнимательный охотник и т. д.). 5 3. Раздел « плясовые движения» – простейшие элементы народных танцев, доступных по координации, например, поочерёдное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, «выбрасывание» ног и т. д. 4. Раздел « общеразвивающие» упражнения: на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность), которые даются, как правило, на основе игрового образа. Содержание учебного плана Период прохождения материала Сентябрь Тема:« Знакомство с музыкой современного композитора» Цель: «Умение двигаться с предметами и ориентироваться в пространстве» Развитие двигательных Качеств и умений. Упражнение: «Приветствие» - в течение года, марш, подскоки, топающий шаг, бег на носочках, перестроения в несколько кругов, хороводный шаг. Репертуар Нетрадиционные Виды упражнений Пальчиковая гимнастика «Дождик», Танец «Танец с зонтиками и осенними листьями». «Клоун». Игровой самомассаж Поглаживание отдельных «Полька» частей тела в Чичков игровой форме. Музыкально – подвижные игры «Карусель», «Смотри». Игра - путешествие «Лесник» Музыкально – творческие игры. Октябрь Тема: «Знакомство с русской народной музыкой» Цель: обогатить музыкальный опыт Хороводный шаг, шаг с притопом, «Трусливый заяц», «Хитрая лиса», «Великаны и «Воробьи и журавушки». Пальчиковая гимнастика «Колотушка». Игровой само «Детская кадриль». 6 детей. гномы», подскоки, массаж «шен», Поглаживание «передача платочка». отдельных частей тела в образно – игровой форме. Музыкально – подвижные игры. «Пугало», «Грибок». Игра – путешествие. «В осеннем лесу». Музыкально – творческие игры. «Осенний листопад» Ноябрь Тема: «Знакомство с происхождением танца полька и её подвижного характера» Цель: Эмоционально откликаться на музыку, ритмично выполнять хлопки. Декабрь Тема: «Знакомство с Приставной шаг с притопом, «Смелый ковбой», хлопки в разных ритмах, «Попрыгунчики», «Упражнение с лентами», марш с перестроениями. Плавные движения рук, Пальчиковая гимнастика «Клоун» Игровой само массаж Поглаживания отдельных частей тела в образно – игровой форме. Музыкально – подвижные игры. «Затейники», «Совушка». Игра – путешествие «У бабушки в гостях» Музыкально – творческие игры «Подворье». Пальчиковая гимнастика «Полька с хлопками». Танцы «Кошачий рок-н7 танцем рок-н-ролл» Цель: Обогащать музыкально-слуховой опыт у детей подготовительной группы. Январь Тема: «Знакомство и разучивание русского народного танца» Цель: Активизировать у детей двигательные реакции, работа с атрибутами. «Снежинки летают», упражнения с перестроениями, «праздничный флажок», прыжки на двух ногах и на одной ножке, лёгкий бег в нескольких кругах. «Машенька», «Тик – так». Игровой само массаж «Мочалочка». Музыкально – подвижные игры «Капканы», «Дикие гуси», «Варежки». Игра – путешествие «В гости к Деду Морозу». Музыкально – творческие игры «Водяной», «Падает снег». ролл», подскоки, марш, бег, хоровод с перестроениями, хлопки в различных ритмах, галоп, присядка, упражнения на ориентирование в зале, «найди своего ведущего». Пальчиковая гимнастика «Поросята». «Зарядка». Игровой само массаж Поглаживание отдельных частей Танец тела в образно – Русский танец игровой форме. «Валенки». Музыкально – подвижные игры «Лягушка», «Зеркала». Игра - путешествие «В зимнем лесу». Музыкально – творческая игра «Гномы». «Танец звёздочек». Пальчиковая 8 гимнастика «Ворота». Игровой само массаж Марш с Февраль остановками, Тема: «Знакомство с перестроения, новыми танцами по подскоки в парах и подгруппам. Девочки. несколько кругов, Мальчики» галоп, хлопки в Цель: Учить различных ориентироваться в ритмических пространстве. рисунках, лёгкий бег по кругу, в парах, присядка, «ковырялочка», боковой галоп. Поглаживание отдельных частей тела в образно – игровой форме. танец Песня – танец «Ах, море…» Музыкально – «Танец подвижные игры моряков». «Танец – игра», «Найди себе пару». Игра – путешествие Сюжетное занятие: «Морские учения» Музыкально творческая игра «Мы – военные». «Танец с цветами» Март Тема: « Знакомство с движениями и цыганской народной музыкой» Цель: Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, эмоционально двигаться под весёлую музыку» Упражнение на расслабление мышц «Ёж», «Петрушка», Марш, бег, прыжки с ноги на ногу, шаг польки, боковой галоп. Пальчиковая гимнастика. «Воробей», «жук», «Вальс для Игровой само мамы» массаж. «Утюжки – ладошки». Музыкально – «Платочки» подвижные игры. «Передай – догоняй». 9 Игра – путешествие. «Клуб весёлых человечков». Музыкально – творческие игры. «Козочки и волки», «Заводные игрушки». Апрель Тема: «Знакомство с музыкой вальса» Цель: «Научить детей двигаться в соответствии с музыкой, с предметами(игрушками) Перестроения по горизонтали, в рассыпную по залу, шеренги и круги (круг), подскоки с кружением вокруг себя, шаг с остановкой, приседания. Пальчиковая гимнастика «Солнышко», «Барабек». кружения в парах, «закрутки», упражнения на ориентирование в «Дошкольный вальс» Игровой само массаж Поглаживание отдельных частей тела в образно – игровой форме. Музыкально – подвижные игры «Игра с лентой», «Сосулька». Игра – путешествие. «Весенние ручейки». Май Тема: «Подготовка детей к выпускному вечеру» Цель: Эмоционально и самостоятельно исполнять выученные танцы. Песня-танец «Первоклашки» Музыкально – творческие игры «Охотник и зайцы», «Лягушки и аисты», «Тает снег». «Танец с портфелями» «Танец с малышами» «Танец с игрушками» 10 пространстве, приседания – пружинка в право и влево от себя, кружения в парах «свечкой». Пальчиковая гимнастика «Обезьянка Чи». Игровой само массаж Поглаживание отдельных частей тела в образно – игровой форме. Музыкально – подвижные игры «Плетень», «Ищи». Итоговый Игра – концерт для путешествие родителей «Сказочная страна – Детство» Музыкально – творческие игры «Бабочки и жуки», «Говорящие цветы». Структура ритмического занятия 1. Подготовительная часть – 5 минут. -строевые, порядковые, общеразвивающие упражнения, -простейшие виды ходьбы, бег, -танцевальные шаги и т.п. 2.Основная часть – 20 минут. Изучение основных ритмических упражнений. Игры, танцы. 3.Заключительная часть 2 – З минуты. -проводятся успокаивающие, дыхательные упражнения, простейшие координационные танцевальные движения, упражнения на расслабление, хороводы. В ритмике применяется несколько групп упражнений: -строевые упражнения, специальные ритмические упражнения, -ходьбы, бег, прыжки, -упражнения для согласования движений с музыкой, 11 -упражнения художественной гимнастики (с предметами, без предметов), -танцевальные упражнения, -музыкальные, речевые комбинации и танцы, -музыкальные и речевые игры, эстафеты. 1.4. Планируемые результаты К концу года дети подготовительной группы должны: -определять жанр и характер музыкального произведения; -определять движение мелодии; - двигаться под музыку в соответствии с характером музыкального произведения; - точно исполнять танцевальные движения; - владеть своим телом; - знать основы актерского мастерства; - согласовывать свои движения с музыкой. 12 2. Организационно-педагогические условия 2.1. Условия реализации программы Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение учебного года (сентябрь – май). Мальчики и девочки занимаются вместе. В подготовительной группе продолжительность одного занятия 40 минут. Пространственно - развивающая среда Технические средства обучения Музыкальный центр Микрофон Магнитофон Видео и аудио записи Телевизор Записи караоке Медиа проектор Развивающая среда Детские музыкальные инструменты Фортепиано Костюмы сказочных героев Концертные костюмы детские Дидактические игры Портреты композиторов Фотоальбомы с концертных выступлений детей Методическое сопровождение Программы Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребёнка, обогащала его разнообразными, музыкальными впечатлениями и при этом вызывала реакцию, была удобной для двигательных упражнений. С точки зрения доступности, музыка для движения в подготовительной группе должна быть: . небольшой по объёму до 3-4-х минут; . разнообразной (быстрой, медленной, с ускорением и замедлением); . разнообразной по форме (рондо, вариации); . сложная по художественному образу, настроению. Желательно, чтобы музыкальные произведения были разными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии). И по характеру (весёлые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.). - детские песни современных российских композиторов: В.Кривцова «Плюшевый медвежонок», А.Кравцович «Птички и ворона», З.Левина «Куклы- неваляшки», музыка из к/ф «звуки природы» - игра «Козочки и Волк», музыка из известных мультфильмов, современные детские песни. - эстрадные: 13 А.Петров музыка из к/ф. «Служебный роман», песня «Морячка» О.Газманова, И.Дунаевский, В.Темнов, А.Балабанов «Весёлый Петербург», Поле Мориа, современные авторские песни Ю.Селивёрстовой и др - народные мелодии: байновская кадриль, яблочко, цыганочка, р.н.п. «Валенки» и другие мелодии в современной обработке. - классические произведения: Р.Глиер, Д.Шостакович, И.Штраус, С.Рахманинов, Д.Кабалевский. 2.2. Формы аттестации и оценочные материалы Проведение педагогической диагностики развития ребёнка необходимо для: выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребёнка, состояния его эмоциональной сферы; проектирования индивидуальной работы; оценки эффекта педагогического воздействия. В процессе наблюдения я оцениваю проявления детей сравнивая их между с собой, и условно ориентируюсь на лучшие показатели, выявленные для данного возраста. Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия). Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара из «Танцевальной мозаики»). Критерии оценки параметров, определяющих уровень музыкального психомоторного развития в соответствии с 5 – бальной системой. и Оценка детей в подготовительной группе 5 баллов – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами; 4-2 балла – передают только общий характер, темп и метроритм; 0-1 балла – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счёт и показ взрослого. 14 3. Список литературы 1. А.И.Буренина. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2. С.Л. Слуцкая. Хореография в детском саду. 3.Ж.Е. Фирилёва, Е.Г.Сайкина. Танцевально-игровая гимнастика для детей. 4.Методика музыкального воспитания в детском саду. Под редакцией Н.А.Ветлугиной. 5.Музыкально-коррекционная работа с детьми. В.Лобанова 6.Учебно-методический и музыкально-литературный журнал «Музыкальная палитра» 1. Иллюстрированный методический журнал «Музыкальный руководитель». 2. «Топ-топ.каблучок». Танцы в детском саду. Программа «Ладушки». И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. 9. И.М. Каплунова И.А. Новосельцева «Этот удивительный ритм» 15