Программа дополнительного образования художественной направленности Танцевальная мозаика

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»
Принято:
Решением
Совета педагогов
МДОУ «ЦРР – д\с «Улыбка»
Протокол №____от _____2021 г.

Утверждена:
Заведующая МДОУ
«ЦРР – детский сад «Улыбка»
_____________ А.А.Лещёва
Приказ № ____от_______2021г.

Дополнительная общеразвивающая
программа
«Танцевальная мозаика»

Разработчик:
музыкальный руководитель
«МДОУ ЦРР - детский сад «Улыбка»
Кучерявая С.В
высшая категория

г. Качканар
2021 год

Содержание.
1. Основные характеристики………………………………………………. …………3
1.1.Пояснительная записка………………………………………………………….. 3
1.2 Цели и задачи общеразвивающей программы……………………………….… 4
1.3.Содержание общеразвивающей программы………………………………….... 4
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………….…. 12
2. Организационно – педагогические условия………………………….................. 13
2.1 условия реализации программы………………………………………………... 13
2.2 Формы аттестации и оценочные материалы………….………………………….14
3. Список литературы………………………………………………………………….15

2

1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Ритмика может быть определена как система физических упражнений,
построенная на основе связи движений с музыкой.
Ритмика имеет цель: научить детей воспринимать музыку, передавать в движении её
содержание, формировать, закреплять и совершенствовать двигательные навыки,
способствовать развитию чувства ритма, координации, ориентировки и двигательной
подготовленности занимающихся.
Основными средствами ритмики являются движения (танцевальные и ритмические
упражнения, различные музыкально - ритмические и речевые игры, ритмические
эстафеты) и музыка.
Занятия
ритмикой повышают двигательную активность, улучшают осанку,
благоприятно влияют на сердечно - сосудистую, дыхательную системы детей. В
процессе занятий ритмикой эффективно развиваются координация движений,
быстрота,
сила,
выносливость,
подвижность
в
суставах,
физическая
работоспособность.
Анализируя многолетнюю работу с детьми дошкольного возраста по музыкальному
воспитанию и их развитию можно отметить следующие проблемы:
1. Музыкальные занятия в разных возрастных группах строго и чётко
регламентированы по времени (подготовительная группа-30 мин.). Все виды
музыкальной деятельности на занятии (пение, слушание, игра, пляска т.д.) так же
должны отвечать требованиям программы, например: в подготовительной группе:
пение-10 мин., слушание-5 мин., игра-5мин., игра на музыкальных инструментах 5мин., разучивание танца, пляски-5 мин. На разучивание танца к праздникам не
хватает времени на занятии.
2. В программе по музыкальному воспитанию, развитию музыкально- ритмических
способностей, в основном рекомендуют использовать произведения
под
аккомпанемент фортепиано, чаще всего это польки, марши, русские народные пляски
в двух частной форме. Их можно использовать в обучении только со всей группой на
занятиях. Вторая проблема-это репертуар.
3.Дополнительное образование в нашем городе, в разных учреждениях не всегда
ориентируется на детей дошкольного возраста (обычно это школьники), не учитывая
возрастные особенности детей, что приводит к перегрузкам и переутомлении детей.
Поэтому программа по ритмике кружка «Танцевальная Мозаика» будет направлена
на поэтапное вовлечение детей в разнообразную танцевальную деятельность,
предоставляя им возможности взаимодействия в условиях детского сада, как модели
социума, где они учатся жить в мире ценностей, познают окружающую
действительность и развиваются.
Программа «Танцевальная мозаика» направлена на всестороннее, гармоничное и
целостное развитие личности детей дошкольного возраста до 7 лет.

3

В программе представлены различные разделы. Все разделы программы
объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придает учебновоспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания
и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует
развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Формировать у детей творческих способностей через развитие музыкальноритмических и танцевальных движений. Укреплять здоровье, корректировать осанку
детей за счет систематического и профессионального проведения НОД, основанного
на классических педагогических принципах обучения и внедрению инновационных
форм и методов воспитания дошкольников.
Задачи:
1. Обучающая - научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения,
основам классического, народного, историко-бытового и бального танца,
музыкальной грамоте, основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в
музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой.
2. Развивающая - развитие музыкальных и физических данных детей, образного
мышления, фантазии и памяти, формирование творческой активности и развитие
интереса к танцевальному искусству.
3. Воспитывающая - воспитание эстетически-нравственного восприятия детей и
любви
к
прекрасному,
трудолюбию,
самостоятельности,
аккуратности,
целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе.
1.3. Содержание Программы
Содержание программы направлено на формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворение индивидуальных потребностей детей в
художественно- эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии.
Учебный план
№пп
1
2
3

Название раздела,
темы
Традиционные
виды танцев
Нетрадиционные
виды упражнений
Развитие
двигательных
качеств и умений

Количество часов
всего
теория
72
10

практика
62

72

4

68

72

9

63

Формы аттестации/
контроля

4

Характеристика разделов программы по ритмике «Танцевальная мозаика»
I. Традиционные виды танцев направлены на формирование у воспитанников
танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребёнка.
Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость
занимающимся. В этот раздел входят: танцевальные формы, как народный, бальный,
современный и ритмический танцы.
II. Нетрадиционные виды упражнений
1. Раздел «Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития
ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения,
превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний
мир ребёнка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти,
мышления, развивают фантазию.
2. Раздел «игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления
детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети
получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют
формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развивая навык
собственного оздоровления.
3. Раздел «Музыкально – подвижные игры» содержит упражнения, применяемые
практически на всех занятиях ритмикой, и являются ведущим видом деятельности
дошкольника. Здесь используются приёмы имитации, подражания, образные
сравнения, ролевые ситуации, соревнования – всё то, что требуется для достижения
поставленной цели при проведении занятий по ритмике.
4. Раздел «Игры – путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды
подвижной деятельности, служит основой для закрепления умений и навыков,
приобретённых ранее, помогает сплотить ребят, даёт возможность стать, кем
мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь.
5. Раздел «Музыкально – творческие игры» является важнейшим направлением в
развитии воображения. Здесь импровизация используется как способ раскрытия
творческих ресурсов личности.
III. Развитие двигательных качеств и умений
1. Раздел «Основные движения»
. ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающий шаг вперёд и
назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг).
. бег: лёгкий, ритмичный, передающий различный образ. («Бабочки», «птички»,
«ручейки», «ковбои», и т. д.)
. прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, прямой
галоп – «лошадки», подскоки.
2. Раздел « имитационные движения» – разнообразные образно – игровые движения,
раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние. (Весёлый или
трусливый заяц, хитрая лиса, усталая старушка, невнимательный охотник и т. д.).

5

3. Раздел « плясовые движения» – простейшие элементы народных танцев,
доступных по координации, например, поочерёдное выставление ноги на пятку,
притопывание одной ногой, «выбрасывание» ног и т. д.
4. Раздел « общеразвивающие» упражнения:
на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на
плавность движений, махи, пружинность), которые даются, как правило, на основе
игрового образа.
Содержание учебного плана
Период
прохождения
материала
Сентябрь
Тема:« Знакомство с
музыкой
современного
композитора»
Цель: «Умение
двигаться с
предметами и
ориентироваться в
пространстве»

Развитие
двигательных
Качеств и умений.
Упражнение:
«Приветствие» - в
течение года,
марш, подскоки,
топающий шаг, бег
на носочках,
перестроения в
несколько кругов,
хороводный шаг.

Репертуар
Нетрадиционные
Виды упражнений
Пальчиковая
гимнастика
«Дождик»,

Танец

«Танец с
зонтиками и
осенними
листьями».

«Клоун».
Игровой самомассаж
Поглаживание
отдельных
«Полька»
частей тела в
Чичков
игровой форме.
Музыкально –
подвижные игры
«Карусель»,
«Смотри».
Игра - путешествие
«Лесник»
Музыкально –
творческие игры.

Октябрь
Тема: «Знакомство с
русской народной
музыкой»
Цель: обогатить
музыкальный опыт

Хороводный шаг,
шаг с притопом,
«Трусливый заяц»,
«Хитрая лиса»,
«Великаны и

«Воробьи и
журавушки».
Пальчиковая
гимнастика
«Колотушка».
Игровой само

«Детская
кадриль».
6

детей.

гномы», подскоки,
массаж
«шен»,
Поглаживание
«передача платочка». отдельных частей
тела в образно –
игровой форме.
Музыкально –
подвижные игры.
«Пугало»,
«Грибок».
Игра – путешествие.
«В осеннем лесу».
Музыкально –
творческие игры.
«Осенний листопад»

Ноябрь
Тема: «Знакомство с
происхождением
танца полька и её
подвижного
характера»
Цель: Эмоционально
откликаться на
музыку, ритмично
выполнять хлопки.

Декабрь
Тема: «Знакомство с

Приставной шаг с
притопом,
«Смелый ковбой»,
хлопки в разных
ритмах,
«Попрыгунчики»,
«Упражнение с
лентами»,
марш с
перестроениями.

Плавные движения
рук,

Пальчиковая
гимнастика
«Клоун»
Игровой само
массаж
Поглаживания
отдельных частей
тела в образно –
игровой форме.
Музыкально –
подвижные игры.
«Затейники»,
«Совушка».
Игра – путешествие
«У бабушки в
гостях»
Музыкально –
творческие игры
«Подворье».

Пальчиковая
гимнастика

«Полька с
хлопками».

Танцы
«Кошачий рок-н7

танцем рок-н-ролл»
Цель: Обогащать
музыкально-слуховой
опыт у детей
подготовительной
группы.

Январь
Тема: «Знакомство и
разучивание русского
народного танца»

Цель:
Активизировать у
детей двигательные
реакции, работа с
атрибутами.

«Снежинки летают»,
упражнения с
перестроениями,
«праздничный
флажок», прыжки на
двух ногах и на
одной ножке, лёгкий
бег в нескольких
кругах.

«Машенька»,
«Тик – так».
Игровой само
массаж
«Мочалочка».
Музыкально –
подвижные игры
«Капканы»,
«Дикие гуси»,
«Варежки».
Игра –
путешествие
«В гости к Деду
Морозу».
Музыкально –
творческие игры
«Водяной»,
«Падает снег».

ролл»,

подскоки, марш, бег,
хоровод с
перестроениями,
хлопки в различных
ритмах, галоп,
присядка,
упражнения на
ориентирование в
зале, «найди своего
ведущего».

Пальчиковая
гимнастика
«Поросята».
«Зарядка».
Игровой само
массаж
Поглаживание
отдельных частей
Танец
тела в образно –
Русский танец
игровой форме.
«Валенки».
Музыкально –
подвижные игры
«Лягушка»,
«Зеркала».
Игра - путешествие
«В зимнем лесу».
Музыкально –
творческая игра
«Гномы».

«Танец
звёздочек».

Пальчиковая
8

гимнастика
«Ворота».
Игровой само
массаж
Марш с
Февраль
остановками,
Тема: «Знакомство с перестроения,
новыми танцами по
подскоки в парах и
подгруппам. Девочки. несколько кругов,
Мальчики»
галоп, хлопки в
Цель: Учить
различных
ориентироваться в
ритмических
пространстве.
рисунках, лёгкий бег
по кругу, в парах,
присядка,
«ковырялочка»,
боковой галоп.

Поглаживание
отдельных частей
тела в образно –
игровой форме.

танец
Песня – танец
«Ах, море…»

Музыкально –
«Танец
подвижные игры
моряков».
«Танец – игра»,
«Найди себе пару».
Игра –
путешествие
Сюжетное занятие:
«Морские учения»
Музыкально
творческая игра
«Мы – военные».

«Танец с
цветами»
Март
Тема: « Знакомство с
движениями и цыганской
народной музыкой»
Цель: Закреплять умение
детей ориентироваться в
пространстве,
эмоционально двигаться
под весёлую музыку»

Упражнение на
расслабление
мышц «Ёж»,
«Петрушка»,
Марш, бег, прыжки
с ноги на ногу, шаг
польки, боковой
галоп.

Пальчиковая
гимнастика.
«Воробей», «жук», «Вальс для
Игровой само
мамы»
массаж.
«Утюжки –
ладошки».
Музыкально –
«Платочки»
подвижные игры.
«Передай –
догоняй».
9

Игра –
путешествие.
«Клуб весёлых
человечков».
Музыкально –
творческие игры.
«Козочки и
волки»,
«Заводные
игрушки».

Апрель
Тема: «Знакомство с
музыкой вальса»
Цель: «Научить детей
двигаться в соответствии
с музыкой, с
предметами(игрушками)

Перестроения по
горизонтали, в
рассыпную по залу,
шеренги и круги
(круг), подскоки с
кружением вокруг
себя, шаг с
остановкой,
приседания.

Пальчиковая
гимнастика
«Солнышко»,
«Барабек».

кружения в парах,
«закрутки»,
упражнения на
ориентирование в

«Дошкольный
вальс»

Игровой само
массаж
Поглаживание
отдельных частей
тела в образно –
игровой форме.
Музыкально –
подвижные игры
«Игра с лентой»,
«Сосулька».
Игра –
путешествие.
«Весенние
ручейки».

Май
Тема: «Подготовка детей
к выпускному вечеру»
Цель: Эмоционально и
самостоятельно
исполнять выученные
танцы.

Песня-танец
«Первоклашки»

Музыкально –
творческие игры
«Охотник и
зайцы»,
«Лягушки и
аисты»,
«Тает снег».

«Танец с
портфелями»

«Танец с
малышами»
«Танец с
игрушками»
10

пространстве,
приседания –
пружинка в право и
влево от себя,
кружения в парах
«свечкой».
Пальчиковая
гимнастика
«Обезьянка Чи».
Игровой само
массаж
Поглаживание
отдельных частей
тела в образно –
игровой форме.
Музыкально –
подвижные игры
«Плетень»,
«Ищи».
Итоговый
Игра –
концерт для
путешествие
родителей
«Сказочная страна
– Детство»
Музыкально –
творческие игры
«Бабочки и жуки»,
«Говорящие
цветы».

Структура ритмического занятия
1. Подготовительная часть – 5 минут.
-строевые, порядковые, общеразвивающие упражнения,
-простейшие виды ходьбы, бег,
-танцевальные шаги и т.п.
2.Основная часть – 20 минут.
Изучение основных ритмических упражнений. Игры, танцы.
3.Заключительная часть 2 – З минуты.
-проводятся успокаивающие, дыхательные упражнения, простейшие
координационные танцевальные движения, упражнения на расслабление, хороводы.
В ритмике применяется несколько групп упражнений:
-строевые упражнения, специальные ритмические упражнения,
-ходьбы, бег, прыжки,
-упражнения для согласования движений с музыкой,
11

-упражнения художественной гимнастики (с предметами, без предметов),
-танцевальные упражнения,
-музыкальные, речевые комбинации и танцы,
-музыкальные и речевые игры, эстафеты.
1.4. Планируемые результаты
К концу года дети подготовительной группы должны:
-определять жанр и характер музыкального произведения;
-определять движение мелодии;
- двигаться под музыку в соответствии с характером музыкального произведения;
- точно исполнять танцевальные движения;
- владеть своим телом;
- знать основы актерского мастерства;
- согласовывать свои движения с музыкой.

12

2. Организационно-педагогические условия
2.1. Условия реализации программы
Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение учебного года (сентябрь – май).
Мальчики и девочки занимаются вместе. В подготовительной группе
продолжительность одного занятия 40 минут.
Пространственно - развивающая среда
Технические средства обучения
Музыкальный центр
Микрофон
Магнитофон
Видео и аудио записи
Телевизор
Записи караоке
Медиа проектор

Развивающая среда
Детские музыкальные инструменты
Фортепиано
Костюмы сказочных героев
Концертные костюмы детские
Дидактические игры
Портреты композиторов
Фотоальбомы
с
концертных
выступлений детей

Методическое сопровождение Программы
Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям
высокой художественности, воспитывала вкус ребёнка, обогащала его
разнообразными, музыкальными впечатлениями и при этом вызывала реакцию, была
удобной для двигательных упражнений.
С точки зрения доступности, музыка для движения в подготовительной группе
должна быть:
. небольшой по объёму до 3-4-х минут;
. разнообразной (быстрой, медленной, с ускорением и замедлением);
. разнообразной по форме (рондо, вариации);
. сложная по художественному образу, настроению.
Желательно, чтобы музыкальные произведения были разными по жанру (плясовые,
колыбельные, песни, маршевые мелодии). И по характеру (весёлые, задорные,
спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).
- детские песни современных российских композиторов:
В.Кривцова «Плюшевый медвежонок», А.Кравцович «Птички и ворона», З.Левина
«Куклы- неваляшки», музыка из к/ф «звуки природы» - игра «Козочки и Волк»,
музыка из известных мультфильмов, современные детские песни.
- эстрадные:
13

А.Петров музыка из к/ф. «Служебный роман», песня «Морячка» О.Газманова,
И.Дунаевский, В.Темнов, А.Балабанов «Весёлый Петербург», Поле Мориа,
современные авторские песни Ю.Селивёрстовой и др
- народные мелодии:
байновская кадриль, яблочко, цыганочка, р.н.п. «Валенки» и другие мелодии в
современной обработке.
- классические произведения:
Р.Глиер, Д.Шостакович, И.Штраус, С.Рахманинов, Д.Кабалевский.
2.2. Формы аттестации и оценочные материалы
Проведение педагогической диагностики развития ребёнка необходимо для:

выявления начального уровня
развития музыкальных и двигательных
способностей ребёнка, состояния его эмоциональной сферы;

проектирования индивидуальной работы;

оценки эффекта педагогического воздействия.
В процессе наблюдения я оцениваю проявления детей сравнивая их между с
собой, и условно ориентируюсь на лучшие показатели, выявленные для данного
возраста.
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития
ребёнка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического
воздействия).
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в
условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе
репертуара из «Танцевальной мозаики»).
Критерии оценки параметров, определяющих уровень музыкального
психомоторного развития в соответствии с 5 – бальной системой.

и

Оценка детей в подготовительной группе
5 баллов – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой
нюансировкой, фразами;
4-2 балла – передают только общий характер, темп и метроритм;
0-1 балла – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы
только на начало и конец звучания, а также на счёт и показ взрослого.

14

3. Список литературы
1. А.И.Буренина. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и
младшего школьного возраста.
2. С.Л. Слуцкая. Хореография в детском саду.
3.Ж.Е. Фирилёва, Е.Г.Сайкина. Танцевально-игровая гимнастика для детей.
4.Методика музыкального воспитания в детском саду. Под редакцией
Н.А.Ветлугиной.
5.Музыкально-коррекционная работа с детьми. В.Лобанова
6.Учебно-методический и музыкально-литературный журнал «Музыкальная
палитра»
1. Иллюстрированный методический журнал «Музыкальный руководитель».
2. «Топ-топ.каблучок». Танцы в детском саду. Программа «Ладушки». И.М.
Каплунова, И.А. Новоскольцева.
9. И.М. Каплунова И.А. Новосельцева «Этот удивительный ритм»

15


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».