Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»
Принято:
Решением
Совета педагогов
МДОУ «ЦРР – д\с «Улыбка»
Протокол №____от _____2021 г.
Утверждена:
Заведующая МДОУ
«ЦРР – детский сад «Улыбка»
_____________ А.А.Лещёва
Приказ № ____от_______2021г.
Дополнительная общеразвивающая
программа
«Танцевальная мозаика»
Разработчик:
музыкальный руководитель
«МДОУ ЦРР - детский сад «Улыбка»
Кучерявая С.В
высшая категория
г. Качканар
2021 год
Содержание.
1. Основные характеристики………………………………………………. …………3
1.1.Пояснительная записка………………………………………………………….. 3
1.2 Цели и задачи общеразвивающей программы……………………………….… 4
1.3.Содержание общеразвивающей программы………………………………….... 4
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………….…. 12
2. Организационно – педагогические условия………………………….................. 13
2.1 условия реализации программы………………………………………………... 13
2.2 Формы аттестации и оценочные материалы………….………………………….14
3. Список литературы………………………………………………………………….15
2
1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Ритмика может быть определена как система физических упражнений,
построенная на основе связи движений с музыкой.
Ритмика имеет цель: научить детей воспринимать музыку, передавать в движении её
содержание, формировать, закреплять и совершенствовать двигательные навыки,
способствовать развитию чувства ритма, координации, ориентировки и двигательной
подготовленности занимающихся.
Основными средствами ритмики являются движения (танцевальные и ритмические
упражнения, различные музыкально - ритмические и речевые игры, ритмические
эстафеты) и музыка.
Занятия
ритмикой повышают двигательную активность, улучшают осанку,
благоприятно влияют на сердечно - сосудистую, дыхательную системы детей. В
процессе занятий ритмикой эффективно развиваются координация движений,
быстрота,
сила,
выносливость,
подвижность
в
суставах,
физическая
работоспособность.
Анализируя многолетнюю работу с детьми дошкольного возраста по музыкальному
воспитанию и их развитию можно отметить следующие проблемы:
1. Музыкальные занятия в разных возрастных группах строго и чётко
регламентированы по времени (подготовительная группа-30 мин.). Все виды
музыкальной деятельности на занятии (пение, слушание, игра, пляска т.д.) так же
должны отвечать требованиям программы, например: в подготовительной группе:
пение-10 мин., слушание-5 мин., игра-5мин., игра на музыкальных инструментах 5мин., разучивание танца, пляски-5 мин. На разучивание танца к праздникам не
хватает времени на занятии.
2. В программе по музыкальному воспитанию, развитию музыкально- ритмических
способностей, в основном рекомендуют использовать произведения
под
аккомпанемент фортепиано, чаще всего это польки, марши, русские народные пляски
в двух частной форме. Их можно использовать в обучении только со всей группой на
занятиях. Вторая проблема-это репертуар.
3.Дополнительное образование в нашем городе, в разных учреждениях не всегда
ориентируется на детей дошкольного возраста (обычно это школьники), не учитывая
возрастные особенности детей, что приводит к перегрузкам и переутомлении детей.
Поэтому программа по ритмике кружка «Танцевальная Мозаика» будет направлена
на поэтапное вовлечение детей в разнообразную танцевальную деятельность,
предоставляя им возможности взаимодействия в условиях детского сада, как модели
социума, где они учатся жить в мире ценностей, познают окружающую
действительность и развиваются.
Программа «Танцевальная мозаика» направлена на всестороннее, гармоничное и
целостное развитие личности детей дошкольного возраста до 7 лет.
3
В программе представлены различные разделы. Все разделы программы
объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придает учебновоспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания
и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует
развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Формировать у детей творческих способностей через развитие музыкальноритмических и танцевальных движений. Укреплять здоровье, корректировать осанку
детей за счет систематического и профессионального проведения НОД, основанного
на классических педагогических принципах обучения и внедрению инновационных
форм и методов воспитания дошкольников.
Задачи:
1. Обучающая - научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения,
основам классического, народного, историко-бытового и бального танца,
музыкальной грамоте, основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в
музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой.
2. Развивающая - развитие музыкальных и физических данных детей, образного
мышления, фантазии и памяти, формирование творческой активности и развитие
интереса к танцевальному искусству.
3. Воспитывающая - воспитание эстетически-нравственного восприятия детей и
любви
к
прекрасному,
трудолюбию,
самостоятельности,
аккуратности,
целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе.
1.3. Содержание Программы
Содержание программы направлено на формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворение индивидуальных потребностей детей в
художественно- эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии.
Учебный план
№пп
1
2
3
Название раздела,
темы
Традиционные
виды танцев
Нетрадиционные
виды упражнений
Развитие
двигательных
качеств и умений
Количество часов
всего
теория
72
10
практика
62
72
4
68
72
9
63
Формы аттестации/
контроля
4
Характеристика разделов программы по ритмике «Танцевальная мозаика»
I. Традиционные виды танцев направлены на формирование у воспитанников
танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребёнка.
Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость
занимающимся. В этот раздел входят: танцевальные формы, как народный, бальный,
современный и ритмический танцы.
II. Нетрадиционные виды упражнений
1. Раздел «Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития
ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения,
превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний
мир ребёнка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти,
мышления, развивают фантазию.
2. Раздел «игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления
детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети
получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют
формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развивая навык
собственного оздоровления.
3. Раздел «Музыкально – подвижные игры» содержит упражнения, применяемые
практически на всех занятиях ритмикой, и являются ведущим видом деятельности
дошкольника. Здесь используются приёмы имитации, подражания, образные
сравнения, ролевые ситуации, соревнования – всё то, что требуется для достижения
поставленной цели при проведении занятий по ритмике.
4. Раздел «Игры – путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды
подвижной деятельности, служит основой для закрепления умений и навыков,
приобретённых ранее, помогает сплотить ребят, даёт возможность стать, кем
мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь.
5. Раздел «Музыкально – творческие игры» является важнейшим направлением в
развитии воображения. Здесь импровизация используется как способ раскрытия
творческих ресурсов личности.
III. Развитие двигательных качеств и умений
1. Раздел «Основные движения»
. ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающий шаг вперёд и
назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг).
. бег: лёгкий, ритмичный, передающий различный образ. («Бабочки», «птички»,
«ручейки», «ковбои», и т. д.)
. прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, прямой
галоп – «лошадки», подскоки.
2. Раздел « имитационные движения» – разнообразные образно – игровые движения,
раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние. (Весёлый или
трусливый заяц, хитрая лиса, усталая старушка, невнимательный охотник и т. д.).
5
3. Раздел « плясовые движения» – простейшие элементы народных танцев,
доступных по координации, например, поочерёдное выставление ноги на пятку,
притопывание одной ногой, «выбрасывание» ног и т. д.
4. Раздел « общеразвивающие» упражнения:
на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на
плавность движений, махи, пружинность), которые даются, как правило, на основе
игрового образа.
Содержание учебного плана
Период
прохождения
материала
Сентябрь
Тема:« Знакомство с
музыкой
современного
композитора»
Цель: «Умение
двигаться с
предметами и
ориентироваться в
пространстве»
Развитие
двигательных
Качеств и умений.
Упражнение:
«Приветствие» - в
течение года,
марш, подскоки,
топающий шаг, бег
на носочках,
перестроения в
несколько кругов,
хороводный шаг.
Репертуар
Нетрадиционные
Виды упражнений
Пальчиковая
гимнастика
«Дождик»,
Танец
«Танец с
зонтиками и
осенними
листьями».
«Клоун».
Игровой самомассаж
Поглаживание
отдельных
«Полька»
частей тела в
Чичков
игровой форме.
Музыкально –
подвижные игры
«Карусель»,
«Смотри».
Игра - путешествие
«Лесник»
Музыкально –
творческие игры.
Октябрь
Тема: «Знакомство с
русской народной
музыкой»
Цель: обогатить
музыкальный опыт
Хороводный шаг,
шаг с притопом,
«Трусливый заяц»,
«Хитрая лиса»,
«Великаны и
«Воробьи и
журавушки».
Пальчиковая
гимнастика
«Колотушка».
Игровой само
«Детская
кадриль».
6
детей.
гномы», подскоки,
массаж
«шен»,
Поглаживание
«передача платочка». отдельных частей
тела в образно –
игровой форме.
Музыкально –
подвижные игры.
«Пугало»,
«Грибок».
Игра – путешествие.
«В осеннем лесу».
Музыкально –
творческие игры.
«Осенний листопад»
Ноябрь
Тема: «Знакомство с
происхождением
танца полька и её
подвижного
характера»
Цель: Эмоционально
откликаться на
музыку, ритмично
выполнять хлопки.
Декабрь
Тема: «Знакомство с
Приставной шаг с
притопом,
«Смелый ковбой»,
хлопки в разных
ритмах,
«Попрыгунчики»,
«Упражнение с
лентами»,
марш с
перестроениями.
Плавные движения
рук,
Пальчиковая
гимнастика
«Клоун»
Игровой само
массаж
Поглаживания
отдельных частей
тела в образно –
игровой форме.
Музыкально –
подвижные игры.
«Затейники»,
«Совушка».
Игра – путешествие
«У бабушки в
гостях»
Музыкально –
творческие игры
«Подворье».
Пальчиковая
гимнастика
«Полька с
хлопками».
Танцы
«Кошачий рок-н7
танцем рок-н-ролл»
Цель: Обогащать
музыкально-слуховой
опыт у детей
подготовительной
группы.
Январь
Тема: «Знакомство и
разучивание русского
народного танца»
Цель:
Активизировать у
детей двигательные
реакции, работа с
атрибутами.
«Снежинки летают»,
упражнения с
перестроениями,
«праздничный
флажок», прыжки на
двух ногах и на
одной ножке, лёгкий
бег в нескольких
кругах.
«Машенька»,
«Тик – так».
Игровой само
массаж
«Мочалочка».
Музыкально –
подвижные игры
«Капканы»,
«Дикие гуси»,
«Варежки».
Игра –
путешествие
«В гости к Деду
Морозу».
Музыкально –
творческие игры
«Водяной»,
«Падает снег».
ролл»,
подскоки, марш, бег,
хоровод с
перестроениями,
хлопки в различных
ритмах, галоп,
присядка,
упражнения на
ориентирование в
зале, «найди своего
ведущего».
Пальчиковая
гимнастика
«Поросята».
«Зарядка».
Игровой само
массаж
Поглаживание
отдельных частей
Танец
тела в образно –
Русский танец
игровой форме.
«Валенки».
Музыкально –
подвижные игры
«Лягушка»,
«Зеркала».
Игра - путешествие
«В зимнем лесу».
Музыкально –
творческая игра
«Гномы».
«Танец
звёздочек».
Пальчиковая
8
гимнастика
«Ворота».
Игровой само
массаж
Марш с
Февраль
остановками,
Тема: «Знакомство с перестроения,
новыми танцами по
подскоки в парах и
подгруппам. Девочки. несколько кругов,
Мальчики»
галоп, хлопки в
Цель: Учить
различных
ориентироваться в
ритмических
пространстве.
рисунках, лёгкий бег
по кругу, в парах,
присядка,
«ковырялочка»,
боковой галоп.
Поглаживание
отдельных частей
тела в образно –
игровой форме.
танец
Песня – танец
«Ах, море…»
Музыкально –
«Танец
подвижные игры
моряков».
«Танец – игра»,
«Найди себе пару».
Игра –
путешествие
Сюжетное занятие:
«Морские учения»
Музыкально
творческая игра
«Мы – военные».
«Танец с
цветами»
Март
Тема: « Знакомство с
движениями и цыганской
народной музыкой»
Цель: Закреплять умение
детей ориентироваться в
пространстве,
эмоционально двигаться
под весёлую музыку»
Упражнение на
расслабление
мышц «Ёж»,
«Петрушка»,
Марш, бег, прыжки
с ноги на ногу, шаг
польки, боковой
галоп.
Пальчиковая
гимнастика.
«Воробей», «жук», «Вальс для
Игровой само
мамы»
массаж.
«Утюжки –
ладошки».
Музыкально –
«Платочки»
подвижные игры.
«Передай –
догоняй».
9
Игра –
путешествие.
«Клуб весёлых
человечков».
Музыкально –
творческие игры.
«Козочки и
волки»,
«Заводные
игрушки».
Апрель
Тема: «Знакомство с
музыкой вальса»
Цель: «Научить детей
двигаться в соответствии
с музыкой, с
предметами(игрушками)
Перестроения по
горизонтали, в
рассыпную по залу,
шеренги и круги
(круг), подскоки с
кружением вокруг
себя, шаг с
остановкой,
приседания.
Пальчиковая
гимнастика
«Солнышко»,
«Барабек».
кружения в парах,
«закрутки»,
упражнения на
ориентирование в
«Дошкольный
вальс»
Игровой само
массаж
Поглаживание
отдельных частей
тела в образно –
игровой форме.
Музыкально –
подвижные игры
«Игра с лентой»,
«Сосулька».
Игра –
путешествие.
«Весенние
ручейки».
Май
Тема: «Подготовка детей
к выпускному вечеру»
Цель: Эмоционально и
самостоятельно
исполнять выученные
танцы.
Песня-танец
«Первоклашки»
Музыкально –
творческие игры
«Охотник и
зайцы»,
«Лягушки и
аисты»,
«Тает снег».
«Танец с
портфелями»
«Танец с
малышами»
«Танец с
игрушками»
10
пространстве,
приседания –
пружинка в право и
влево от себя,
кружения в парах
«свечкой».
Пальчиковая
гимнастика
«Обезьянка Чи».
Игровой само
массаж
Поглаживание
отдельных частей
тела в образно –
игровой форме.
Музыкально –
подвижные игры
«Плетень»,
«Ищи».
Итоговый
Игра –
концерт для
путешествие
родителей
«Сказочная страна
– Детство»
Музыкально –
творческие игры
«Бабочки и жуки»,
«Говорящие
цветы».
Структура ритмического занятия
1. Подготовительная часть – 5 минут.
-строевые, порядковые, общеразвивающие упражнения,
-простейшие виды ходьбы, бег,
-танцевальные шаги и т.п.
2.Основная часть – 20 минут.
Изучение основных ритмических упражнений. Игры, танцы.
3.Заключительная часть 2 – З минуты.
-проводятся успокаивающие, дыхательные упражнения, простейшие
координационные танцевальные движения, упражнения на расслабление, хороводы.
В ритмике применяется несколько групп упражнений:
-строевые упражнения, специальные ритмические упражнения,
-ходьбы, бег, прыжки,
-упражнения для согласования движений с музыкой,
11
-упражнения художественной гимнастики (с предметами, без предметов),
-танцевальные упражнения,
-музыкальные, речевые комбинации и танцы,
-музыкальные и речевые игры, эстафеты.
1.4. Планируемые результаты
К концу года дети подготовительной группы должны:
-определять жанр и характер музыкального произведения;
-определять движение мелодии;
- двигаться под музыку в соответствии с характером музыкального произведения;
- точно исполнять танцевальные движения;
- владеть своим телом;
- знать основы актерского мастерства;
- согласовывать свои движения с музыкой.
12
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Условия реализации программы
Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение учебного года (сентябрь – май).
Мальчики и девочки занимаются вместе. В подготовительной группе
продолжительность одного занятия 40 минут.
Пространственно - развивающая среда
Технические средства обучения
Музыкальный центр
Микрофон
Магнитофон
Видео и аудио записи
Телевизор
Записи караоке
Медиа проектор
Развивающая среда
Детские музыкальные инструменты
Фортепиано
Костюмы сказочных героев
Концертные костюмы детские
Дидактические игры
Портреты композиторов
Фотоальбомы
с
концертных
выступлений детей
Методическое сопровождение Программы
Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям
высокой художественности, воспитывала вкус ребёнка, обогащала его
разнообразными, музыкальными впечатлениями и при этом вызывала реакцию, была
удобной для двигательных упражнений.
С точки зрения доступности, музыка для движения в подготовительной группе
должна быть:
. небольшой по объёму до 3-4-х минут;
. разнообразной (быстрой, медленной, с ускорением и замедлением);
. разнообразной по форме (рондо, вариации);
. сложная по художественному образу, настроению.
Желательно, чтобы музыкальные произведения были разными по жанру (плясовые,
колыбельные, песни, маршевые мелодии). И по характеру (весёлые, задорные,
спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).
- детские песни современных российских композиторов:
В.Кривцова «Плюшевый медвежонок», А.Кравцович «Птички и ворона», З.Левина
«Куклы- неваляшки», музыка из к/ф «звуки природы» - игра «Козочки и Волк»,
музыка из известных мультфильмов, современные детские песни.
- эстрадные:
13
А.Петров музыка из к/ф. «Служебный роман», песня «Морячка» О.Газманова,
И.Дунаевский, В.Темнов, А.Балабанов «Весёлый Петербург», Поле Мориа,
современные авторские песни Ю.Селивёрстовой и др
- народные мелодии:
байновская кадриль, яблочко, цыганочка, р.н.п. «Валенки» и другие мелодии в
современной обработке.
- классические произведения:
Р.Глиер, Д.Шостакович, И.Штраус, С.Рахманинов, Д.Кабалевский.
2.2. Формы аттестации и оценочные материалы
Проведение педагогической диагностики развития ребёнка необходимо для:
выявления начального уровня
развития музыкальных и двигательных
способностей ребёнка, состояния его эмоциональной сферы;
проектирования индивидуальной работы;
оценки эффекта педагогического воздействия.
В процессе наблюдения я оцениваю проявления детей сравнивая их между с
собой, и условно ориентируюсь на лучшие показатели, выявленные для данного
возраста.
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития
ребёнка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического
воздействия).
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в
условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе
репертуара из «Танцевальной мозаики»).
Критерии оценки параметров, определяющих уровень музыкального
психомоторного развития в соответствии с 5 – бальной системой.
и
Оценка детей в подготовительной группе
5 баллов – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой
нюансировкой, фразами;
4-2 балла – передают только общий характер, темп и метроритм;
0-1 балла – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы
только на начало и конец звучания, а также на счёт и показ взрослого.
14
3. Список литературы
1. А.И.Буренина. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и
младшего школьного возраста.
2. С.Л. Слуцкая. Хореография в детском саду.
3.Ж.Е. Фирилёва, Е.Г.Сайкина. Танцевально-игровая гимнастика для детей.
4.Методика музыкального воспитания в детском саду. Под редакцией
Н.А.Ветлугиной.
5.Музыкально-коррекционная работа с детьми. В.Лобанова
6.Учебно-методический и музыкально-литературный журнал «Музыкальная
палитра»
1. Иллюстрированный методический журнал «Музыкальный руководитель».
2. «Топ-топ.каблучок». Танцы в детском саду. Программа «Ладушки». И.М.
Каплунова, И.А. Новоскольцева.
9. И.М. Каплунова И.А. Новосельцева «Этот удивительный ритм»
15