Профилактика насилия в семье
05.02.2025
Ребенок
должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости
и
эксплуатации»
Принцип 9 Декларации прав ребенка
(20 ноября 1959 года).
Жестокое обращение с детьми - действия
(или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб
физическому или психическому здоровью ребенка.
Насилие - любая
форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля
силой над другим человеком.
Формы
жестокого обращения с детьми
Это - преднамеренное нанесение физических
повреждений ребенку. Физическое насилие можно распознать по
особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм: Признаки физического насилия над ребенком:
- раны и синяки:
- ожоги:
- укусы:
- «синдром тряски ребенка».
Физическое насилие, имеющее систематический
характер, позволяют распознать особенности психического состояния
и поведения ребенка: боязнь физического контакта со взрослыми; стремление
скрыть причину травм; плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
агрессивность, жестокое обращение с животными, тревога, сосание пальцев,
раскачивание.
2. Отсутствие заботы
о детях
Это - пренебрежение основными потребностями
ребенка, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате
чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его
здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды,
жилья, образования, медицинской помощь; отсутствие должного внимания и
заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:
утомленный, сонный вид; санитарно- гигиеническая запущенность (педикулез,
дистрофия); отставание в физическом развитии (не растет, не набирает вес или
теряет вес); частая вялотекущая заболеваемость; ребенок не имеет подходящей
одежды; устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.
Это - периодическое, длительное или постоянное психическое
воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к
формированию патологических черт характера. К психической форме насилия
относятся:
открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
принижение его успехов, унижение его достоинства;
преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к другим
членам семьи или другим людям;
причинение боли домашним животным с целью запутать ребенка.
Психическое насилие позволяют заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:
- задержка физического и умственного развития ребенка;
- нервный тик, энурез;
- постоянно печальный вид;- различные соматические заболевания;
- беспокойство, тревожность, нарушения сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность; склонность к уединению, неумение общаться; плохая
успеваемость.
Это - вовлечение ребенка с его согласия и без такового в
сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения
или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать
его ненасильственным, поскольку ребенок не
обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для
себя последствия.
Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях внешнего вида, состояния и
поведения ребенка:
жалобы на физическое недомогание;
ночные кошмары, страхи;
несвойственные характеру сексуальные игры;
несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
стремление полностью закрыть свое тело;
депрессия, низкая самооценка;
Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является
Конвенция ООН о правах ребенка:
статья 19 - дает
определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры зашиты;
статья 6 - обеспечение в
максимально возможной степени здорового развития ребенка;
статья 16 - защиту от произвольного
или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его
честь и репутацию;
статья 24 - обеспечение мер
по борьбе с болезнями и недоеданием;
статья 27 - признание права
каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического,
статья 34 - защиту ребенка
от сексуального совращения;
статья 37 - защиту ребенка
от других форм жестокого обращения;
статья 39 - меры помощи
ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.
Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственности:
статьи 106-136 - за совершение
физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении
несовершеннолетних;
статьи 150-157 - за преступления
против семьи и несовершеннолетних.
Кодекс РФ об Административных правонарушениях:
статья 5.35 - в отношении
лиц, допустивших пренебрежение основными потребностями ребенка, не
исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
Закон РФ «Об образовании»:
статья 5 - утверждает
право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение
их человеческого достоинства».
Семейный Кодекс РФ утверждает:
статья 54 - право ребенка
на уважение его человеческого достоинства;
статья 56 - право ребенка
на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по
защите ребенка:
статья 69 - меру на «лишение
родителей родительских прав», как меру защиты детей от жестокого обращения
с ними в семье;
статья 77 - немедленное
отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.
Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям
является дальнейшее воспроизводство самой жестокости в своей жизни, поскольку
жертвы зачастую становятся социально
дезадаптированными, не умеют трудиться, создавать семью, быть хорошими
родителями, и что самое страшное нередко сами становятся насильниками.
Бывают секунды,
превращающие человека в преступника!
Всегда есть выбор.
Сделай верный шаг в
критической ситуации!
Откажись от насилия!