ПОЛОЖЕНИЕ Об оказании логопедической помощи в МДОУ ЦРР - детский сад Улыбка.pdf

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»
Принято:
Решением Педагогического совета
МДОУ «ЦРР-детский сад «Улыбка»
Протокол №______ от _________20___ г.

Утверждено:
Заведующий
МДОУ «ЦРР - детский сад «Улыбка»
___________________ А.А.Лещёва
Приказ № ______ от _____________г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об оказании логопедической помощи
в МДОУ «ЦРР-детский сад «Улыбка»
1. Общие положения
1.1. Положение об оказании логопедической помощи (далее - Положение) регламентирует
деятельность МДОУ «ЦРР-детский сад «Улыбка» (далее - Организация), в части оказания
логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи
(далее – обучающиеся) и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ
(в том числе адаптированных).
1.2. Задачами Организации по оказанию логопедической помощи являются:

организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;

организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными
нарушениями речи;

организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку
конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам;

консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической работы с обучающимися.
2. Порядок оказания логопедической помощи в Организации
2.1. Логопедическая помощь оказывается Организацией независимо от ее организационноправовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.
2.2. При оказании логопедической помощи Организацией ведется документация
согласно приложению №1 к Положению.
Срок и порядок хранения документов определяется локальным нормативным актом
Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи.
Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента
завершения оказания логопедической помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным
нормативным актом Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи,
исходя из:
1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной
образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее

- ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6 - 12 указанных
обучающихся;
2) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума
(далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи
обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких
обучающихся;
3) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом
Организации, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких
обучающихся.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся (приложения №2 и №3 к Положению).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное
и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных
дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего
срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников,
углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи
и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана
коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой
статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения
устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических
мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая
характеристика (приложение № 4 к Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки
нарушения устной и (или) письменной речи, и/или оформлено обращение-заявка к учителюлогопеду (приложение № 5 к Положению). После получения обращения учитель-логопед
(учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.4 Положения.
2.6. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи,
формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности
речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк Организации.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего
учебного года.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления
речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании решения ППк и
распорядительного акта руководителя Организации.
2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом
выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций/заключений ПМПК, ППк.
2.8. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы
Организации.
2.9. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций/заключений ПМПК, ППк и
результатов логопедической диагностики.

2.10. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих
санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение №
6 к Положению).
2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая
работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая
педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или)
индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная.
2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов) заключается в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей
обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса
(административных и педагогических работников Организации, родителей (законных
представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях
организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся.
Консультативная
деятельность
учителя-логопеда
(учителей-логопедов)
может
осуществляться через организацию:
- индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей),
педагогических и руководящих работников Организации;
- информационных стендов.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных
программ дошкольного образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по
оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ
дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных актов Организации.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности
Организации, а также получающие образование на дому и/или в форме семейного образования,
имеющие нарушения в развитии устной речи. Логопедическая работа с детьми, получающими
образование на дому, выстраивается в соответствии с Положением о Консультационном пункте
Организации.
3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.5 Положения.
3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении
по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования,
определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной
образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в
форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью
речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или)
индивидуальных занятий) в соответствии с рекомендациями ППк.
При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия
могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по
вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и
обеспечения социальной ситуации развития.

3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет:
для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин;
для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;
для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
3.6 Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении
по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования - не более
12 человек;
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек;
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы
определяется в соответствии с рекомендациями ППк.

Приложение № 1

ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ

1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую
помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

Приложение № 2
Заведующему
МДОУ «ЦРР – детский сад «Улыбка»
_______________________________________
от _____________________________________
ФИО родителя (законного представителя) воспитанника

проживающего(ей) по адресу:_______________
___________________________________________
Контактный телефон________________________

Согласие родителя (законного представителя) обучающегося
на проведение логопедической диагностики
Я, __________________________________________________________________________________,
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем /законным представителем_________________________________________
(нужное подчеркнуть)

ФИО ребенка

____________________________________________________________________________
дата рождения, группа, которую посещает воспитанник

выражаю согласие на проведение логопедического и/или психолого-педагогического
обследования моего ребенка без моего присутствия /в моем присутствии.
нужное подчеркнуть

«___»_____________20___г.
_________________/__________________
Подпись

расшифровка подписи

Приложение № 3

Заведующему
________________________________
от________________________________
ФИО родителя (законного представителя)

Заявление
Я, ___________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законным представителем) _____________________________________
(нужное подчеркнуть)

ФИО обучающегося

_____________________________________________________________________________
группа, которую посещает обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)

прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии
с
рекомендациями и заключением
психолого-медико-педагогической
комиссии/
психолого-педагогического консилиума (нужное подчеркнуть).
"__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение № 4
Педагогическая характеристика
на обучающегося _____________________________
(ФИО, дата рождения, группа)

Общие сведения:
- дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
1. группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности,
общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.);
2. в форме семейного образования;
3. с применением дистанционных технологий.
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной
организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную
организацию (причины), перевод в состав другой группы, смена педагога (однократная,
повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе индивидуального учебного
плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или
пропусков учебных занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и
количество детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации,
осуществляющей образовательную деятельность:
1. Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для
обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых
ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна,
невысокая, неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с
педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку
протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности
при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при
необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная,
нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества
деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями))
занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
4.
Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь
(конкретизировать); (занятия с учителем-логопедом, дефектологом, психологом, учителем
начальных классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия).
Воспитатель __________/__________________/
Воспитатель__________/__________________/
подпись

Дата _________________

расшифровка подписи

Приложение №5

Обращение-заявка к учителю-логопеду
воспитателя(-лей) ___________________ группы
ФИО воспитателя(-лей)

Прошу
(просим)
провести
логопедическое
обследование
______________________________________________________________________
ФИО ребенка, дата рождения

Ввиду имеющихся у него нарушений устной речи, выражающихся:
- в смазанности речи;
- в искажении звукопроизношения;
- в бедности словаря;
- в несогласованности слов в предложении;
- в трудностях при пересказе;
- в формулировании фразы;
- в запинках при высказывании;
- в неадекватных ответах на вопросы (нужное подчернуть)
Воспитатель __________/__________________/
подпись

Дата _________________

расшифровка подписи

Воспитатель__________/__________________/
подпись

расшифровка подписи

Учитель-логопед, принявший обращение __________/__________________/
подпись

расшифровка подписи

Результат обращения
«____» _________________ 20___ г. ___________/ _______________________/
подпись

расшифровка подписи

ребенка

Приложение № 6

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающими
трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется
предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и
игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения
профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования
педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда
рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной
детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных,
психофизических и речевых потребностей детей.
При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное,
многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие
коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».