Парциальная программа дошкольного образования Финансовая грамотность для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

Принято:
Решением Педагогического совета
МДОУ «ЦРР-детский сад «Улыбка»
Протокол № ____ от ____________г.

Утверждено:
Заведующий МДОУ
«ЦРР-детский сад «Улыбка»
________________А.А.Лещёва
Приказ № _____ от __________г.

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ)

г. Качканар, 2021

Содержание программы

1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………...3
1.1. Введение……………………………………………………………………………………………3
1.1.1. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников группы………………………4
1.1.2. Цель, задачи программы……………………………………………………………………..….7
1.1.3. Режим занятий……………………………………………………………………………….…..9
2. Содержание программы……………………………………………………………………………10
3. Календарно-тематическое планирование ………………………………………………………..12
4. Взаимодействие с семьями…………………………………………………………………………19
5. Список литературы…………………………………………………………………………………20

2

1. Пояснительная записка
1.1.

Введение

Основная образовательная программа «Финансовая грамотность» для детей старших и
подготовительных групп (5-7 лет) разработана на основе Примерной парциальной
образовательной программы
дошкольного образования «Экономическое воспитание
дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5–7 лет,
разработанной Банком России, с учетом Методических рекомендаций для педагогических
работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в
части экономического воспитания дошкольников, Москва 2019г.,
Содержание Программы соответствует Федеральному государственному образовательному
стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Данная программа включена в часть
программы, формируемой участниками образовательного процесса МДОУ «ЦРР – детский сад
«Улыбка». Цель программы - помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую
жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Рабочая программа обеспечивает развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных
особенностей по образовательной области «Познавательное развитие». Программа отражает
основные положения Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на
2017–2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25
сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата
процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание
осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия
успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового
благосостояния.
Срок реализации программы – 2 года обучения.
Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а
также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов,
обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов.
Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных
и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям
правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок,
которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что
дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.
Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может
помочь родителям в решении этой воспитательной задачи. Пассивное, безответственное
поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем
и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с
рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству
общества стратегию финансового поведения.
С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность
дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках
рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным
в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как
ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для
воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности
решений, принимаемых взрослым человеком.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка
бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных
3

операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а
также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет
помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные,
взвешенные решения.
Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с
работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например,
инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие
личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни,
пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей
личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и
стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе
экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Для реализации программы «Финансовая грамотность» в старших и подготовительных
группах создается зона «экономического игрового пространства» с подборкой литературы, игр
экономического содержания и другого дидактического материала. Таким материалом может стать
подборка художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора,
авторских сказок; логические и арифметические задачи, задачи – шутки, проблемные ситуации.
Обязательно оборудуются контейнеры или ящики с выносным материалом для сюжетно –
ролевых игр «Магазин», «Кафе», «Банк», «Почта», «Автозаправка» и другие. Также в зоне
экономического игрового пространства размещаются дидактические игры, наглядные пособия
(альбомы, фотографии, тренировочные диаграммы, фотографии).
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой
грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа,
чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные
задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят
интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.
1.1.1. Возрастные особенности воспитанников группы.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое
поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью,
соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая
реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные
отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни
роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут
возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация
игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре
«Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а
зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх
становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст
наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков.
Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и
воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют
собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью
композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки
приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся
сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека
4

становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой
принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование
характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети
используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали
постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом
обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из
бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала.
Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному
образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его
различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок
подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает
совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов;
систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки,
но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.
Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию —
до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе
пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их
пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях
восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны
одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В
старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не
только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в
какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения
окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные
мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые
возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие
представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также
представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений
(представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об
увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о
развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой
словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления
о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако
начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например,
старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму
(материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего
дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если
анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные
и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь
при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться
устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от
непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе
ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные
звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении
стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический
строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.
Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная
речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и
5

детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой
деятельности;
структурированием
игрового
пространства;
дальнейшим
развитием
изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в
конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов
изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется
анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных
средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о
цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение,
произвольное внимание, речь, образ Я.
Подготовительная группа (6 – 7 лет):
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные
взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например,
свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся
более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое
пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых
поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров
по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так,
ребенок уже обращается к продавцу не просто, как покупатель, а как покупатель-мама или
покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в
какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя
автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры
требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив
при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным
участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в
изобразительной
деятельности,
становятся
сложнее.
Рисунки
приобретают
более
детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия
между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные
действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто
встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится
еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос,
брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном
педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в
изобразительной деятельности.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают
конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными
способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные
конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства
со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и
пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети
быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе
последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который
понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности
постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут
освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их
нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для
углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного
материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу,
6

которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей
продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать
несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение
метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на
листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой.
Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении
рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают
развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются
наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто
приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со
старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой
информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание
дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время
произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй,
лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся
словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно
употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В
результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются
диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе
завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как
предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием
половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста
ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в
дальнейшем успешно учиться в школе.
1.1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь,
способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
 понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда
людей);
 уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
 осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в
зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
 признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность,
экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность,
отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи,
поддержки и т. п.);
 рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать
собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу
реализации;
 применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры. Неслучайно ее
ведущие принципы — учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших
дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей
действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания,
комплексный подход к развитию личности дошкольника(связь этического, трудового и
7

экономического
воспитания),
что
соответствует
федеральному
государственному
образовательному стандарту дошкольного образования. Содержание Программы способствует
социально-коммуникативному и познавательному развитию детей.
Ожидаемый результат
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих
экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению.
Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной
жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в
базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения,
народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного
детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность
и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель
— воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать
деньги и любящего свою страну.
В результате освоения программы дети:
- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые
экономические
понятия (в соответствии с используемой Программой);
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет,
интернет-магазин;
-знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например,
предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
- адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или
чужую оплошность;
- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу,
карандаши, краски, материю и др.);
- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай,
подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут
хозяйство и т. д.);
- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
- проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым
существам, бережно
относятся к природе;
- с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим
людям.

8

1.1.3. Режим занятий на 2021– 2021 учебный год
Программа «Финансовая грамотность», образовательная область «Познавательное
развитие» реализуется в старших и подготовительных группах через совместную со взрослыми
деятельность. Данный вид деятельности планируется в соответствии с моделью реализации
образовательной программы в течение дня не менее одного раза в неделю в игровой форме. Также
данный вид деятельности может реализовываться и в самостоятельной деятельности детей.
Продолжительность игровой деятельности зависит от индивидуальных особенностей детей, их
желаний и возможностей, с учетом принципа индивидуализации образования.

9

2. Содержание программы
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и
содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь,
разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Материал программы представлен в четырех разделах-блоках: «Труд-продукт», «Деньги,
цена, стоимость», «Реклама», «Полезные навыки и привычки в быту»; в каждом блоке
раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические
рекомендации по созданию игровой и предметной среды.
Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в
виде мини-программы, поскольку содержит богатый материал для воспитательно-образовательной
работы с детьми старшего дошкольного возраста. В некоторых частях программа дополняется
методическими указаниями уточняющего характера, что не исключает разработки специальных
методических указаний и наглядных пособий, соответствующих содержанию каждого блока
программы.
Программа реализуется по нескольким направлениям. Одно из ее преимуществ – игровая
составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме. Занятия в
детском саду по экономике проводятся в различных формах:
- занятия-соревнования,
- занятия-путешествия,
- занятия-экскурсии,
- занятия-викторины и т. д.
Занятия по данной программе включают:
1.
Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
2.
Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки.
3.
Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк»,
«Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
4.
Организация настольных игр (Денежный поток, Монополия, Монополит, Лунапарк).
5.
Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина»,
«Кому что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
6.
Решение арифметических задач, кроссвордов.
Занятия по программе строятся на основе художественной литературы. Овладеть
экономическим понятиями детям помогают использование сказок экономического содержания в
игровой деятельности и на занятиях. Предлагаются следующие произведения: Липсиц И.В.
«Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т.Л. , Меньшикова О.И. «Сказка о
царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э.
«Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. «Экономика в сказках и играх:
Пособие для воспитателей».
Для закрепления сложных экономических понятий автор предлагает использовать
сказочных персонажей. Например, «поселить» в группе игрушечного мальчика Эконома. Лучшему
пониманию материала поможет экономический уголок в группе с экономической картой для
путешествий, дидактическими материалами.
Перечень базовых финансово-экономических понятий
Понятие

Описание

№
5-6 лет
10

1

2

3

4
5

6

1

2

3

4
5

1Труд, работа, профессия, Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть
продукт труда, товар, без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо
услуга
трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть
как достижение поставленной цели (например, овладеть
мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить
хороший подарок близкому человеку, починить сломанную
вещь и др.), так и товар или услуга.
2Деньги, монета, купюра, Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать
доход,
заработок, деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда
заработная плата
(вознаграждение за проделанную работу), универсальное
средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг).
Виды денег (бумажные и металлические).
3Личный
бюджет, Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и
карманные
деньги, семейного бюджетов. Понимать важность ведения
семейный
бюджет, домашнего хозяйства.
домашнее хозяйство
4Сбережения,
копилка, Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать,
кошелек
как можно копить.
5Покупка, цена, продажа, Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар - цена –
обмен,
расходы, покупка»
покупатель,
продавец,
выгодно,
невыгодно,
дорого, дешево
6 Долг, должник, займ
Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в
долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить).
Воспитываем ответственность: если не уверен, что это
получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это
серьезное обязательство.
6-7 лет
7 План, экономия
Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются
трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой,
относиться к ним бережливо.
8Потребность, капризы, Ребенок должен различать разницу между желаниями и
желание, возможность
потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать:
действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и
пр., есть ли возможность это купить.
9Торговые предприятия: Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные
магазины,
киоски, товары и оказывают услуги.
ларьки, базары, рынки,
ярмарки
1Подарок, реклама
Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние
она может оказать на него.
1Богатство,
бедность, Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные
жадность, щедрость
ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.)
за деньги не купишь.

11

3. Календарно – тематическое планирование
Примерный тематический план обучения может быть представлен в следующей
последовательности:
Тема 1. Труд – основа жизни.
Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?
Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем.
Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.
Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.
Тема 6. Учимся планировать.
Тема 7. Богатство и бедность.
Первый год обучения. Старшая группа.
№
п/п

Тема

1

Труд – основа
жизни

2

Домашний
труд

3

Работать и
зарабатывать

4

Все работы
хороши,
выбирай на
вкус (1)

5

Все работы
хороши,
выбирай на
вкус (2)
Трудиться всегда
пригодиться
Миниспектакль «В
волшебном

6

7

Содержание образовательного
Педагогические технологии
мероприятия
Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей»
Трудиться означает что-то делать,
созидать для себя, на благо своей
семьи, близких людей, друзей,
домашних питомцев и пр.
Любой труд – это хорошо, сидеть
без дела – это плохо.
Виды домашнего труда. Любой
труд – это хорошо, сидеть без дела
– это плохо.
Работать означает трудиться за
вознаграждение.
Зарабатывать – получать
вознаграждение за выполненную
работу (также можно заработать
наказание за провинность,
проступок и т.п.).
Знакомство с профессиями в
контуре опережающей
профориентации дошкольников.
Продукты труда: товары и услуги.

Продукты труда: товары и услуги.
Продукты труда используются
человеком для себя или для
продажи (товар).
Разбираемся, что будет, если люди
перестанут работать и трудиться
Закрепляем понятия: трудиться,
работать и зарабатывать.

Беседа, игра-соревнование
папка-передвижка «Наша
семья трудится»,
тематический стенд о труде
Беседа, игра-соревнование
«Мои домашние обязанности
Беседа, ситуационные
задачки, игра «Вот так
заработали!», фотовыставка,
конкурс проектов «Трудиться
полезно и почетно»
Социо-игровая технология
(работа в малых группах).
Игра: «Что создается трудом»,
викторина «Угадай
профессию», загадки «Все
профессии важны, все
профессии нужны»
Социо-игровая технология
(работа в малых группах).
Загадки «Все профессии
важны, все профессии нужны»
Читаем, обсуждаем,
разгадываем загадки,
представляем, рисуем
Интерактивный миниспектакль
12

8

лесу»
Труд во благо

Закрепление материала.

Итоговое мероприятие по теме

Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»
9

Как придумали
деньги

10

Какие бывают
деньги

11

Как выглядят
деньги и
откуда берутся

12

Как деньги
Труд и доходы.
Беседа, обсуждение, игра «Как
попадают к нам
Вознаграждение за честный труд.
потопаешь, так и полопаешь»
в дом.
Трудовая
Заработная плата родителей, пенсия
Сказка «Трудовые деньги».
денежка всегда
дедушек и бабушек.
Рассказ «Отец и сын»
крепка
Считай деньги в своем кармане, а не
в чужом.
Образовательн
Закрепляем понятия «деньги»,
Веб-квест «Путешествие с
ый веб-квест
«труд», «доходы», «расходы».
Гномом по Денежному
«Путешествие
городу»
с Гномом
Экономом»
Откуда берутся
Закрепление материала.
Итоговое мероприятие по теме
деньги и зачем
они нужны?
Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем»

13

14

15

16

Потребности и
желания (1)

17

Потребности и
желания (2)

18

Миниспектакль
«История про
заек Мазаек»

Деньги – мера оценки труда
(вознаграждение за проделанную
работу), универсальное средство
обмена (инструмент обмена товаров
и услуг).
Виды денег (монеты, банкноты).

Изготовление денег: печать,
чеканка.

Домашнее хозяйство, главные
потребности человека, желания и
капризы.
Соотносим потребности, желания и
возможности.
Различаем разницу между
желаниями и потребностями.
Учимся задавать себе вопрос и
оценивать: действительно ли мне
нужна та или иная вещь, игрушка и
пр., есть ли возможность это
купить.

Беседа, чтение, разгадываем
загадки, рассказ

Социо-игровая технология
(работа в малых группах).
Беседа, исследование, чтение,
игра «Нарисуем деньги для
нашей группы»
Беседа, исследование,
чтение,– придумываем деньги
для группы.
Тематический стенд «Какие
деньги были и какими стали»

Исследование: что необходимо
человеку для жизни, игра
«Выбираем самое важное»
Ситуационные задачки,
рассказ «Про капризного
Артема», обсуждение
Интерактивный миниспектакль

13

19

Где покупают и
продают
разные товары?
(1)

Торговые предприятия: магазины,
киоски, ларьки

20

Где покупают и
продают
разные товары?
(2)

Торговые предприятия: базары,
рынки, ярмарки, торговые центры.

21

Наша
мастерская (1)

22

Наша мастер класс (2)

23

Стоимость и
цена товара

24

Реклама вокруг
нас: хорошо
или плохо?

25

Создаем
рекламу

Изготавливаются товары для
ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем,
лепим и пр.
Изготавливаются товары для города
мастеров: рисуем, клеим, вырезаем,
лепим и пр.
Разбираем цепочку товарстоимость-цена. Определяем
стоимость товара (сделанных
поделок: затраченные материалы,
наше время и наш труд) и
формируем цену.
Формируем правильное отношение
к рекламе, используя наблюдения,
рассказы детей, организуя
продуктивную деятельность
Формируем правильное отношение
к рекламе, используя наблюдения,
рассказы детей, организуя
продуктивную деятельность

26

Выгодно –
невыгодно

27

Обмен –
подарок

28

Русская
ярмарка

29

Сюжетноролевая игра
«Торговый
Центр»
Сюжетноролевая игра

30

Волшебные правила для покупателя
и продавца, обмен, подарок,
реклама.
Волшебные правила для покупателя
и продавца, обмен, подарок,
реклама.
Ярмарка и ее атрибуты: шуты и
скоморохи, зазывалы, конкурсы и
балаганы, шарманка, Петрушка,
купцы, ремесленники, торговцы,
торговые соглашения.
Используем деньги нашей группы,
придуманные ранее.
Закрепление материала по темам:
труд, деньги, товар, реклама.
Закрепление материала. Праздник в
рамках «Финансовой недели».

Социо-игровая технология
(работа в малых группах).
Игра «Где что купить?»,
обсуждение, папкапередвижка «Мы идем за
покупками»
Социо-игровая технология
(работа в малых группах).
Игра «Где что купить?»,
обсуждение, тематический
стенд.
Технология моделирования.
Творческо-трудовая
деятельность
Технология моделирования.
Творческо-трудовая
деятельность
Игра «Сколько это стоит?»,
беседа «Как складывается
стоимость товара»,
обсуждение
Сюжетно ролевая игра
(работа в подгруппах).
Рекламируем собственные
поделки.
Сюжетно ролевая игра
(работа в подгруппах).
Рекламируем книжки для
чтения в группе, игрушки для
мини-спектаклей
Ситуационные задачи, игра
«Выбираем: дорого-дешево,
выгодно-невыгодно».
Сказка «Что за птица?» –
обмен, сказка «Как старик
корову продавал», «Что может
реклама» – обсуждение
Обсуждение, игра-праздник
«Русская ярмарка»: покупаем
и продаем свои поделки,
торгуемся, обмениваемся,
заключаем торговые
соглашения, веселимся.
Сюжетно ролевая игра
(работа в подгруппах).
Сюжетно ролевая игра
(работа в подгруппах).
14

«Развлекательн
ый Центр»
Второй год обучения, подготовительная группа
Тема 1. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»
№
п/п
1

Тема
Тратим
разумно,
экономим

Содержание образовательного
мероприятия
Деньги зарабатываются трудом, и
поэтому тратить их необходимо
только с пользой, относиться к ним
бережливо.
Бережливый человек всегда богаче.
Воспитываем бережное отношение
к труду и деньгам.
В процессе постановки дети
уясняют, что тратить можно мудро,
с пользой для себя, а можно тратить
понапрасну, без толку,
бессмысленно.
Навык бережливости, грамотного
расходования вырабатывается с
детства.
Уясняем: зачем надо копить и
сберегать, как можно копить,
копить непросто, но полезно,
ответственно и важно.

2

Миниспектакль
«Лисенок
Рыжик»

3

Копим и
сберегаем

4

Миниспектакль
«Копилка»

5

Творческое
занятие «Наша
мастерская» (1)

Закрепляем понятия «откладывать»,
«копить», «сберегать».
Обыкновенная копилка поможет
понять, как важно прилагать усилия
к тому, чтобы обрести желаемую
вещь, научит экономить и даст
возможность распоряжаться
личными деньгами
Развиваем у детей потребность
радовать близких добрыми делами,
экономить, беречь свои вещи.

6

Творческое
занятие «Наша
мастерская» (2)

Развиваем у детей потребность
радовать близких добрыми делами,
экономить, беречь свои вещи.

7

Миниспектакль
«День

Узнаем, что о подарках надо думать
заранее, подарки надо подбирать
или мастерить.

Педагогические технологии
Беседа, чтение, игра «Деньги
получил – ерунды накупил»,
викторина «Разумные траты
сказочных героев»,
игра «Открываем
бутербродную»
Интерактивный миниспектакль

Социо-игровая технология
(работа в малых группах).
Ситуационные задачки, папкапередвижка «Мы копим»,
обсуждения, игра «Копим и
сберегаем»
Интерактивный миниспектакль

Социо-игровая технология
(работа в малых группах).
Дети занимаются посильным
ремонтом игрушек, в том
числе принесенных из дома.
Дети делают поделки и
экономят материал: бумагу,
краски и пр.
Интерактивный миниспектакль
15

8

рождения»
Экскурсия в
магазин
«Продукты»

9

Экскурсия в
магазин
«Игрушки»

10

Досуг
«Сберегаем и
экономим»

11

12

13

14

15

16

Учимся сопоставлять цену товара с
имеющимися наличными деньгами,
производить операции куплипродажи. Этому предшествует
беседа с детьми о правилах
поведения в общественных местах.
Учимся сопоставлять цену товара с
имеющимися наличными деньгами,
производить операции куплипродажи. Этому предшествует
беседа с детьми о правилах
поведения в общественных местах.
Закрепление материала.
Бережливость, экономия, разумное
отношение к расходам (поделиться
своими сбережениями, порой
абсолютно бескорыстно).

Игра «Покупаем продукты к
празднику»

Игра «Покупаем подарки на
день рождения»

Итоговое мероприятие по теме

Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги»
Знакомимся с понятиями
Беседа, ситуационные
«одалживать», «занимать». Занять –
задачки, игра «Занять и
взять что-то взаймы на время,
одолжить», папка-передвижка
одолжить – дать что-то взаймы на
«Занимаем и одалживаем».
время.
Долги
Знакомимся с рассказом Валентины
Чтение, обсуждение, читаем
Осеевой «Долг» и русской
рассказ «Долг», обсуждаем
поговоркой «долги к земле
рассказ и русскую поговорку
придавили». Выясняем, что долг
может быть не только денежным,
невыполненные обещания – это
тоже долг.
Заплатить долг
Осознаем, что если взял что-то в
Обсуждаем русские
скорее, так
долг на время, обязан вовремя
пословицы:
будет веселее
вернуть (возвратить).
- Умей взять, умей и отдать!
- В долг брать легко, а
отдавать тяжело.
МиниЗакрепляем понятия: «занимать»,
Интерактивный миниспектакль
«одалживать», «долг», «должник».
спектакль
«Долг»
Досуг «Долг и
Закрепление материала.
Итоговое мероприятие по теме
ответственност Воспитываем ответственность: если
ь»
не уверен – лучше не обещать и не
занимать. Долг – это серьезное
обязательство.
Тема 6. «Учимся планировать»
Учимся
Знакомим с понятием «план».
Технология «Клубный час».
планировать
Объясняем важность составления
Игра «План на следующий
планов. Закладываем основы
день», папка-передвижка «Мы
планирования. Начинаем с
планируем», беседа.
планирования своего дня.
Учимся организовывать свое время.
Занимаем и
одалживаем

16

17

Планируем
свои расходы

Учимся решать несложные
экономические задачи.

18

Творим добро

19

Сделал дело –
гуляй смело

20

Миниспектакль
«План лисенка
Рыжика»
Ставлю цель и
планирую

Понятие «потребности человека»,
закрепить названия основных
потребностей и что к ним
относится, уточнить, от чего
зависят потребности человека,
продолжать учить решать
проблемные ситуации,
аргументировать свои ответы,
активизировать словарь.
Учимся подводить итоги всего, что
планировали и делали,
анализировать поступки, искать
эффективные решения, думать
сообща.
Закрепляем понятия: цель, план,
планировать.

21

22

Планируем
свои дела

23

Все работы
хороши,
выбирай на
вкус

24

Наше богатство
(1)

Закрепление материала.
Воспитываем желание и умение
ставить перед собой цели, строить
планы, действовать по плану и
достигать цели.
Закрепление материала.
Воспитываем желание и умение
ставить перед собой цели, строить
планы, действовать по плану и
достигать цели.

Экономические задачки
(сравни цены, поездка в
зоопарк и др.) Игровое
задание – рассчитай сумму
покупки в первом и во втором
магазине, определи, в каком из
магазинов выгоднее
совершать покупки.
Сюжетно-ролевая игра
(работа в подгруппах)

Игра «Сделал дело – гуляй
смело», исследование,
ситуационные задачки
Интерактивный миниспектакль
Технология «Ситуация
месяца».

Итоговое мероприятие

Тема 7. «Что такое богатство?»
Знакомство с профессиями в
Социо-игровая технология
контуре опережающей
(работа в малых группах).
профориентации дошкольников.
Игра: «Что создается трудом»,
Продукты труда: товары и услуги.
викторина «Угадай
профессию», загадки «Все
профессии важны, все
профессии нужны»
Выясняем, что не все продается и
Беседа, ситуационные задачи,
покупается, что главные ценности
игра «Что нельзя купить?»,
(жизнь, мир, друзья, солнце,
читаем и обсуждаем рассказ
близкие люди и пр.) за деньги не
«Как Валюша бабушке сон
купишь.
покупала».

17

25

Наше богатство
(2)

Формируем представление об
истинных ценностях и богатстве
человека.

26

Щедрость и
жадность (1)

Разбираемся, что такое корысть,
жадность и почему это плохо.

27

Щедрость и
жадность (2)

28

Бережливость

29

Сюжетноролевая игра
«Супермаркет»
Сюжетноролевая игра
«Торгово –
развлекательный
центр»

Обсуждаем такое качество
человека, как щедрость, изображаем
при помощи художественных
приемов.
Осознаем, что бережливый человек
всегда умеет трудиться, мастерить
своими руками и радоваться от
того, что сделал что-то
самостоятельно.
Бережливость, трудолюбие,
благородство, честность – качества
человека с правильным отношением
к деньгам.
Закрепление материала по теме

30

Праздник в рамках «Финансовой
недели».

Читаем и обсуждаем сказки
«Бедные богатые», «Ум и
богатство».
Конкурс проектов «Наше
богатство»
Читаем и обсуждаем рассказ
В. Сухомлинского «Жадный
мальчик», обсуждаем
поговорки, пословицы
Читаем и обсуждаем сказку
«Два жадных медвежонка»,
обсуждаем поговорки,
пословицы
Интерактивный миниспектакль «Секрет белочки»

Сюжетно – ролевая игра
Сюжетно – ролевая игра

18

4.

Взаимодействие с семьями

Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной
взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО передают
ребенку первый социальный опыт.
На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой
стороной жизни семьи:
Кто и как зарабатывает деньги в семье.
Как формируется семейный бюджет.
Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.
Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.
Как научиться экономить деньги.
Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к
плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ
финансовой грамотности.
С этой целью ДОО должна: быть максимально «открытой» для родителей (законных
представителей) ребенка; предоставлять исчерпывающую информацию об образовательных
программах, включая программу «Основы финансовой грамотности»; разъяснять специфику
образовательной деятельности и регулярно информировать о ходе реализации образовательных
программ; предоставить возможность открытого обсуждения вопросов, связанных с реализацией
программ по финансовой грамотности; по возможности привлекать родителей к проведению
занятий с дошкольниками.
Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми
на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам,
игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно
складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и
желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания,
которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя
полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные
средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас
(денег, продуктов и пр.), как копить и экономить.
Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно
в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к
труду, труду людей, честно заработанным деньгам.
Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и
выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в
изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями)
Направления
Информационн
ое
Познавательное
Досуговое
Аналитическое

Формы работы
Тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной
образовательной организации, родительский лекторий, консультации,
создание библиотеки.
Создание предметно-пространственной среды,
семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные
постановки.
Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными
людьми, родительский клуб.
Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта,
анализ мнений и запросов родителей.
19

5. Список литературы
1) Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы
финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019
2) Семенкова Е.В., Стахович Л.В.,Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами
финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство
«ВАКО», 2019
3) Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.
4) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для
воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников –
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
5) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для организации занятий по
финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
6) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник мини-спектаклей по финансовой
грамотности для дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –25 с.
7) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Ситуационные задачи по финансовой
грамотности для дошкольников «Рассуждалки» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –61 с.
8) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы родителям: говорите с детьми о
финансах – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
9) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Художественная литература для
организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем,
обсуждаем» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
Обучающий видеоконтент
Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:
Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? –
https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0
Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE
Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM
Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc
Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4
Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU
Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=o9X6QZwEKs
Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ
Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977
«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)
Союзмультфильм «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень»
Мультсериал «Навигатум»: Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог»
Интернет – ресурсы:
www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»
минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования
и науки Российской Федерации
вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности
граждан «Дружи с финансами»
20


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».