Рабочая программа дошкольного образования раннего возраста № 1 (2-3 года) на 2023-2024гг.

Рабочая программа дошкольного образования
детей раннего возраста
(2-3 года)
На 2023- 2024 учебный год

Состав
ители:
Назаро
ва Л.И. 1 кв.
кат

Дудина
С.В. 1 кв. кат

Качканар
2023

1

№п/п

Содержание

Стр.

Целевой раздел

1
1.1
1.2

Пояснительная записка
Цель и задачи реализации программы дошкольного образования

3
3

1.3
1.4

Принципы дошкольного образования и подходы к реализации программы
Значимые характеристики и особенности развития детей 2-3 лет

6
7

Содержательный раздел

2
2.1

Содержание образовательной работы по образовательным областям

9

2.2
2.3
2.3
2.4
2.5
2.6
3

Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Тематическое планирование

11
13
15
18
23
25

3.1

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

28

3.2

План взаимодействия с семьей

28

3.3

Сетка непосредственно-образовательной деятельности с детьми первой младшей группе возраста

31

3.4

Режим дня

31

3.5
4

Предметно – развивающая среда

33

Организационный раздел

Список литературы

37

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В муниципальном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка» реализуется основная образовательная программа
дошкольного образования (далее – Программа или ООП ДО). Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей,
содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на 36,6 недель. Рабочая программа
дошкольного образования детей младшего дошкольного возраста обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других
особенностей.








Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом
Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в
редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264)
федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. №
1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847)
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения от 28 сентября 2020
г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
Толстикова О.В., Трофимова О.А. Дягилева Н.В, Закревская О.В. и др. Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»:
младенческий, ранний возраст. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО
Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей»
Образовательная программа МДОУ ЦРР Детский сад «Улыбка»
1.2. Цель и задачи реализации программы дошкольного образования

Цель программы: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе
духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, Программа направлена на
развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих
поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Программа ориентирована на:
 обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих
способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
3




охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места
проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей здоровья.
 обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и
начального общего образования;
 создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи программы:
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их
общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательнообразовательного процесса.
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и
наклонностями каждого ребенка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании
образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
9.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
10. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места
проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей
здоровья);
11. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и
начального общего образования;
12. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и
миром;
13. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
4

14. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование
предпосылок учебной деятельности.
15. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности
формирования программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей состояния здоровья детей;
16. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям детей;
17. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
В части, формируемой участниками образовательных отношений, задача программы: ознакомление с этнокультурными традициями и
обычаями, нравственными нормами и правилами поведения в природе и социальной среде, с традиционными для региона видами и жанрами
искусства в процессе проведения привлекательных для детей занятий.
Планируемые результаты:
 У ребёнка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за
взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому
ориентирам; с желанием играет в подвижные игры;
 ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание,
раздевание, самостоятельно ест и тому подобное);
 ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение; ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их
действиями и подражает им; играет рядом;
 ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого; ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом
поведении;
 ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких
средств и в какой последовательности продвигаться к цели;
 ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в
общение; может обращаться с вопросами и просьбами;
 ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;
 ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;
 ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов.
 ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет
положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред
живым объектам;
 ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;
5




ребёнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;
ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может выполнять уже довольно
сложные постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки;
ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в
его повседневном обиходе.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Принципы построения программы основаны на ведущих принципах современной педагогики: гуманистических началах через уважение к
каждому воспитаннику, поддержка детской инициативы, природосообразности, доступности и соответствия содержания образования возрасту.
Также учитываются принципы интеграции образовательных областей, личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с воспитанниками,
предоставление каждому ребёнку права выбора вида деятельности, создание предметно-пространственной развивающей среды, способствующей
всестороннему развитию воспитанников, развитию игры, как ведущего вида детской деятельности, сбалансированности всех форм детской
деятельности.
Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом
из возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному,
речевому и художественно-эстетическому.
Содержание программы ориентировано на общечеловеческую культуру. Программа нацелена на развитие любознательности как основы
познавательной активности дошкольников, на становление коммуникативных способностей. В процессе ее использования обеспечивается охрана и
укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, его интеллектуальное развитие,
осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, содержание программы направлено на российские культурные традиции,
включает особенности, характерные для условий, динамики развития Среднего Урала, его историко-культурных, общественно-политических,
географических и экономических ресурсов.
Образовательная работа в МДОУ «ЦРР - детский сад «Улыбка» направлена на создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного
раскрытия его возрастных возможностей и способностей, которая осуществляется в индивидуально - дифференцированном подходе к детям.
Реализация образовательных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей в
процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, самообслуживания и
элементарного бытового труда, конструирования, изобразительной, музыкальной, двигательной), а также в ходе режимных моментов и во
взаимодействии с семьями детей.
Формирование программы основано на следующих подходах:
1. Личностно-ориентированные подходы:
6


содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация его природного потенциала, обеспечение комфортных,
бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;

целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;

развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения
каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельные подходы:

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской
деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач;

креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной
деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций;

овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечение
способности ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных
групп, общества и человечества в целом.
1.4. Значимые характеристики и особенности развития детей 2-3 лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение
ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие
и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную
активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и
приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные
просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку,
который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые
предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
7

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды
деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к
реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить
какой-либо предмет.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:
осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но
произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко
заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена
развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные
с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от
взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением
общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Образовательный процесс реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания детей в 1-й младшей группе С 7.00 Д О
19.00.

8

2. Содержательный раздел
Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих образовательных областей:
Социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно эстетическое развитие.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие имеет направления коммуникация, труд, безопасность. В программе
предусмотрена интеграция с образовательными областями «Познавательное» и «Речевое» развитие.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и
окружающий мир.
Образовательная область «Речевое развитие», предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией,
художественными направлениями.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность,
художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто
интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области.
2.1. Содержание образовательной работы по образовательным областям:
Образовательная
область
Социальнокоммуникативное
развитие

Задачи

Содержание

• поддерживать эмоционально-положительное
состояние детей в период адаптации к ДОО;
• развивать игровой опыт ребёнка, помогая
детям отражать в игре представления об
окружающей действительности;
• поддерживать доброжелательные
взаимоотношения детей, развивать
эмоциональную отзывчивость в ходе
привлечения к конкретным действиям помощи,
заботы, участия;
• формировать элементарные представления о
людях (взрослые, дети), их внешнем виде,
действиях, одежде, о некоторых ярко
выраженных эмоциональных состояниях
(радость, грусть), о семье и ДОО;
• формировать первичные представления

• Педагог поддерживает желание детей познакомиться со сверстником,
узнать его имя, используя приемы поощрения и одобрения. Оказывает
помощь детям в определении особенностей внешнего вида мальчиков и
девочек, их одежды, причесок, предпочитаемых игрушек, задает детям
вопросы уточняющего или проблемного характера, объясняет
отличительные признаки взрослых и детей, используя наглядный материал
и повседневные жизненные ситуации. Показывает и называет ребёнку
основные части тела и лица человека, его действия. Поддерживает желание
ребёнка называть и различать основные действия взрослых.
• Педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами человека,
обозначает их словом, демонстрирует их проявление мимикой, жестами,
интонацией голоса. Предлагает детям повторить слова, обозначающие
эмоциональное состояние человека, предлагает детям задания, помогающие
закрепить представление об эмоциях, в том числе их узнавание на
картинках.
• Педагог рассматривает вместе с детьми картинки с изображением семьи:
9

ребёнка о себе, о своем возрасте, поле, о
родителях (законных представителях) и
близких членах семьи.

детей, родителей (законных представителей). Поощряет стремление детей
узнавать членов семьи, называть их, рассказывает детям о том, как члены
семьи могут заботиться друг о друге.
• Педагог поддерживает желание детей познавать пространство своей
группы, узнавать вход в группу, её расположение на этаже, педагогов,
которые работают с детьми. Рассматривает с детьми пространство группы,
назначение каждого помещения, его наполнение, помогает детям
ориентироваться в пространстве группы.
• Педагог поддерживает стремление детей выполнять элементарные
правила поведения («можно», «нельзя»). Личным показом демонстрирует
правила общения: здоровается, прощается, говорит «спасибо»,
«пожалуйста», напоминает детям о важности использования данных слов в
процессе общения со взрослыми и сверстниками, поощряет инициативу и
самостоятельность ребёнка при использовании «вежливых слов».
• Педагог использует приемы общения, позволяющие детям проявлять
внимание к его словам и указаниям, поддерживает желание ребёнка
выполнять указания взрослого, действовать по его примеру и показу.
• Педагог организует детей на участие в подвижных, музыкальных,
сюжетных и хороводных играх, поощряет их активность и инициативность
в ходе участия в играх.
• Педагог формирует представление детей о простых предметах своей
одежды, обозначает словами каждый предмет одежды, рассказывает детям
о назначении предметов одежды, способах их использования (надевание
колготок, футболок и тому подобное).
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие»,
«Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд».
Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
• воспитание уважения к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране;
• воспитание уважительного отношения к другим людям - детям и взрослым (родителям (законным представителям),
педагогам, соседям и другим), вне зависимости от их этнической и национальной принадлежности;
• воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям
России;
• содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, красоте и уродстве, правде
и лжи;
10

Познавательное
развитие

• воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества,
умения соблюдать правила, активной личностной позиции;
• создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком
опыта милосердия и заботы;
• поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных
сил для решения трудовой задачи;
• формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.
1)
развивать разные виды восприятия:
1) Сенсорные эталоны и познавательные действия:
зрительного, слухового, осязательного,
• педагог демонстрирует детям и включает их в деятельность на сравнение
вкусового, обонятельного;
предметов и определение их сходства-различия, на подбор и группировку
2)
развивать наглядно-действенное
по заданному образцу (по цвету, форме, величине). Побуждает и поощряет
мышление в процессе решения познавательных освоение простейших действий, основанных на перестановке предметов,
практических задач;
изменении способа их расположения, количества; на действия переливания,
3)
совершенствовать обследовательские
пересыпания. Проводит игры- занятия с использованием предметов-орудий:
действия: выделение цвета, формы, величины
сачков, черпачков для выуживания из специальных емкостей с водой или
как особых признаков предметов, поощрять
без воды шариков, плавающих игрушек, палочек со свисающим на веревке
сравнение предметов между собой по этим
магнитом для «ловли» на нее небольших предметов. Организует действия с
признакам и количеству, использовать один
игрушками, имитирующими орудия труда (заколачивание молоточком
предмет в качестве образца, подбирая пары,
втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или
группы;
пластмассовых винтов) и тому подобное, создает ситуации для
4)
формировать у детей простейшие
использования детьми предметов-орудий в самостоятельной игровой и
представления о геометрических фигурах,
бытовой деятельности с целью решения практических задач;
величине и количестве предметов на основе
• педагог поощряет действия детей с предметами, при ориентации на 2-3
чувственного познания;
свойства одновременно; собирание одноцветных, а затем и разноцветных
5)
развивать первоначальные
пирамидок из 4-5 и более колец, располагая их по убывающей величине;
представления о себе и близких людях,
различных по форме и цвету башенок из 2-3 геометрических формэмоционально-положительное отношение к
вкладышей; разбирание и собирание трехместной матрешки с совмещением
членам семьи и людям ближайшего окружения, рисунка на её частях, закрепляя понимание детьми слов, обозначающих
о деятельности взрослых;
различный размер предметов, их цвет и форму. В ходе проведения с детьми
6)
расширять представления о населенном дидактических упражнений и игр-занятий формирует обобщенные способы
пункте, в котором живет ребёнок, его
обследования формы предметов - ощупывание, рассматривание, сравнение,
достопримечательностях, эмоционально
сопоставление; продолжает поощрять появление настойчивости в
откликаться на праздничное убранство дома,
достижении результата познавательных действий.
ДОО;
2)
Математические представления:
7)
организовывать взаимодействие и
педагог подводит детей к освоению простейших умений в различении
11

знакомить с животными и растениями
ближайшего окружения, их названиями,
строением и отличительными особенностями,
некоторыми объектами неживой природы;
8)
развивать способность наблюдать за
явлениями природы, воспитывать бережное
отношение к животным и растениям.

формы окружающих предметов, используя пред этапные представления о
шаре, кубе, круге, квадрате; подборе предметов и геометрических фигур по
образцу, различению и сравниванию предметов по величине, выбору среди
двух предметов при условии резких различий: большой и маленький,
длинный и короткий, высокий и низкий. Поддерживает интерес детей к
количественной стороне различных групп предметов (много и много, много
и мало, много и один) предметов.
3)
Окружающий мир:
педагог расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит их
с явлениями общественной жизни, с деятельностью взрослых (повар варит
кашу, шофер водит машину, доктор лечит); развивает представления о себе
(о своем имени, именах близких родственников), о внешнем облике
человека, о его физических особенностях (у каждого есть голова, руки,
ноги, лицо; на лице - глаза, нос, рот и так далее); о его физических и
эмоциональных состояниях (проголодался - насытился, устал - отдохнул;
намочил - вытер; заплакал - засмеялся и так далее); о деятельности близких
ребёнку людей («Мама моет пол»; «Бабушка вяжет носочки»; «Сестра
рисует»; «Дедушка читает газету»; «Брат строит гараж»; «Папа работает за
компьютером» и тому подобное); о предметах, действиях с ними и их
назначении: предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда),
игрушки, орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и так далее).
4) Природа:
в процессе ознакомления с природой педагог организует взаимодействие и
направляет внимание детей на объекты живой и неживой природы, явления
природы, которые доступны для непосредственного восприятия.
Формирует представления о домашних и диких животных и их детенышах
(особенности внешнего вида, части тела, питание, способы передвижения),
о растениях ближайшего окружения (деревья, овощи, фрукты и другие), их
характерных признаках (цвет, строение, поверхность, вкус), привлекает
внимание и поддерживает интерес к объектам неживой природы (солнце,
небо, облака, песок, вода), к некоторым явлениям природы (снег, дождь,
радуга, ветер), поощряет бережное отношение к животным и растениям.

12

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» направлено на
приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает:
• воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны;
• приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию
народов России;
• воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности;
• воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну);
• воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта
действий по сохранению природы.

Речевое развитие
развивать понимание речи и активизировать
словарь. Формировать у детей умение по
словесному указанию педагога находить
предметы, различать их местоположение,
имитировать действия людей и движения
животных. Обогащать словарь детей
существительными, глаголами,
прилагательными, наречиями и формировать
умение использовать данные слова в речи.

1) Формирование словаря:
педагог развивает понимание речи и активизирует словарь, формирует
умение по словесному указанию находить предметы по цвету, размеру
(«Принеси красный кубик»), различать их местоположение, имитировать
действия людей и движения животных; активизирует словарь детей:
существительными, обозначающими названия транспортных средств,
частей автомобиля, растений, фруктов, овощей, домашних животных и их
детенышей; глаголами, обозначающими трудовые действия (мыть, стирать),
взаимоотношения (помочь); прилагательными, обозначающими величину,
цвет, вкус предметов; наречиями (сейчас, далеко). Педагог закрепляет у
детей названия предметов и действий с предметами, некоторых
особенностей предметов; названия некоторых трудовых действий и
собственных действий; имена близких людей, имена детей группы;
обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих
ребёнка взрослых и сверстников.
2)
Звуковая культура речи:

13

упражнять детей в правильном произношении
гласных и согласных звуков, звукоподражаний,
отельных слов. Формировать правильное
произношение звукоподражательных слов в
разном темпе, с разной силой голоса.

педагог формирует у детей умение говорить внятно, не торопясь, правильно
произносить гласные и согласные звуки. В звукопроизношении для детей
характерно физиологическое смягчение практически всех согласных
звуков. В словопроизношении ребёнок пытается произнести все слова,
которые необходимы для выражения его мысли. Педагог поощряет детей
использовать разные по сложности слова, воспроизводить ритм слова,
формирует умение детей не пропускать слоги в словах, выражать свое
отношение к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных и
невербальных средств. У детей проявляется эмоциональная непроизвольная
выразительность речи.
3)
Грамматический строй речи:
формировать у детей умение согласовывать
педагог помогает детям овладеть умением правильно использовать
существительные и местоимения с глаголами,
большинство основных грамматических категорий: окончаний
составлять фразы из 3-4 слов.
существительных; уменьшительно-ласкательных суффиксов; поощряет
словотворчество, формирует умение детей выражать свои мысли
посредством трех-, четырехсловных предложений.
4)
Связная речь:
продолжать развивать у детей умения
• педагог формирует у детей умения рассказывать в 2-4 предложениях о
понимать речь педагога, отвечать на вопросы;
нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке, активно включаться
рассказывать об окружающем в 2-4
в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать
предложениях.
обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность; побуждает детей
проявлять интерес к общению со взрослыми и сверстниками, вступать в
контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления,
используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения,
реагировать на обращение с использованием доступных речевых средств,
отвечать на вопросы педагога с использованием фразовой речи или формы
простого предложения, относить к себе речь педагога, обращенную к
группе детей, понимать её содержание;
• педагог развивает у детей умение использовать инициативную
разговорную речь как средство общения и познания окружающего мира,
употреблять в речи предложения разных типов, отражающие связи и
зависимости объектов.
5)
Интерес к художественной литературе:
• формировать у детей умение воспринимать
Примерный перечень художественной литературы
14

небольшие по объему потешки, сказки и
рассказы с наглядным сопровождением (и без
него);
• побуждать договаривать и произносить
четверостишия уже известных ребёнку стихов
и песенок, воспроизводить игровые действия,
движения персонажей;
• поощрять отклик на ритм и мелодичность
стихотворений, потешек; формировать умение
в процессе чтения произведения повторять
звуковые жесты;
• развивать умение произносить
звукоподражания, связанные с содержанием
литературного материала (мяу-мяу, тик-так,
баю-бай, ква-ква и тому подобное), •отвечать
на вопросы по содержанию прочитанных
произведений;
• побуждать рассматривать книги и
иллюстрации вместе с педагогом и
самостоятельно;
• развивать восприятие вопросительных и
восклицательных интонаций художественного
произведения.

• Малые формы фольклора. «А баиньки-баиньки», «Бежала лесочком лиса с
кузовочком...», «Большие ноги», «Водичка, водичка», «Вот и люди спят»,
«Дождик, дождик, полно лить...», «Заяц Егорка...», «Идет коза рогатая»,
«Из-за леса, из-за гор...», «Катя, Катя...», «Кисонька-мурысонька...», «Наша
Маша маленька...», «Наши уточки с утра», «Огуречик, огуречик...», «Ой дуду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Поехали, поехали», «Пошел котик
на Торжок...», «Тили-бом!...», «Уж ты, радуга-дуга», «Улитка, улитка...»,
«Чики, чики, кички...».
• Русские народные сказки. «Заюшкина избушка» (обраб. О. Капицы), «Как
коза избушку построила» (обраб. М.А. Булатова), «Кот, петух и лиса»
(обраб. М. Боголюбской), «Лиса и заяц» (обраб. В. Даля), «Маша и
медведь» (обраб. М.А. Булатова), «Снегурушка и лиса» (обраб. А.Н.
Толстого).
• Фольклор народов мира. «В гостях у королевы», «Разговор», англ. нар.
песенки (пер. и обраб. С. Маршака); «Ой ты заюшка-пострел...», пер. с
молд. И. Токмаковой; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова, «Три веселых
братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И.
Токмаковой; «У солнышка в гостях», словацк. нар. сказка (пер. и обраб. С.
Могилевской и Л. Зориной).
• Произведения поэтов и писателей России.
 Поэзия. Аким Я.Л. «Мама»; Александрова З.Н. «Гули-гули»,
«Арбуз»; Барто А., Барто П. «Девочка-рёвушка»; Берестов В.Д.
«Веселое лето», «Мишка, мишка, лежебока», «Котенок»,
«Воробушки»; Введенский А.И. «Мышка»; Лагздынь Г.Р.
«Петушок»; Лермонтов М.Ю. «Спи, младенец...» (из стихотворения
«Казачья колыбельная»); Маршак С.Я. «Сказка о глупом мышонке»;
Мошковская Э.Э. «Приказ» (в сокр.), «Мчится поезд»; Пикулева
Н.В. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Плещеев А.Н.
«Травка зеленеет...»; Саконская Н.П. «Где мой пальчик?»; Сапгир
Г.В. «Кошка»; Хармс Д.И. «Кораблик»; Чуковский К.И. «Путаница».
 Проза. Бианки В.В. «Лис и мышонок»; Калинина Н.Д. «В лесу» (из
книги «Летом»), «Про жука», «Как Саша и Алеша пришли в детский
сад» (1-2 рассказа по выбору); Павлова Н.М. «Земляничка»;
Симбирская Ю.С. «По тропинке, по дорожке»; Сутеев В.Г. «Кто
сказал «мяу?», «Под грибом»; Тайц Я.М. «Кубик на кубик»,
15

«Впереди всех», «Волк» (рассказы по выбору); Толстой J1.H. «Три
медведя», «Косточка»; Ушинский К.Д. «Васька», «Петушок с
семьей», «Уточки» (рассказы по выбору); Чарушин Е.И. «В лесу» (13 рассказа по выбору), «Волчишко»; Чуковский К.И. «Мойдодыр».
• Произведения поэтов и писателей разных стран. Биссет Д. «Га-га-га!»,
пер. с англ. Н. Шерешевской; Дональдсон Д. «Мишка-почтальон», пер. М.
Бородицкой; Капутикян С.Б. «Все спят», «Маша обедает», пер. с арм. Т.
Спендиаровой; Остервальдер М. «Приключения маленького Бобо. Истории
в картинках для самых маленьких», пер. Т. Зборовская; Эрик К. «Очень
голодная гусеница».
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое развитие» направлено на приобщение
детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
• владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения;
• воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на
правильном, богатом, образном языке).
Художественноэстетическое
развитие

1)
• развивать у детей художественное восприятие
(смотреть, слушать и испытывать радость) в
процессе ознакомления с произведениями
музыкального, изобразительного искусства,
природой;
• интерес, внимание, любознательность,
стремление к эмоциональному отклику детей
на отдельные эстетические свойства и качества
предметов и явлений окружающей
действительности;
• развивать отзывчивость на доступное
понимание произведений искусства, интерес к
музыке (в процессе прослушивания
классической и народной музыки),
изобразительному искусству (в процессе
рассматривания и восприятия красоты
иллюстраций, рисунков, изделии декоративно-

приобщение к искусству:
Педагог развивает у детей художественное восприятие; воспитывает
эмоциональную отзывчивость на доступные пониманию детей
произведения изобразительного искусства. Знакомит с народными
игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и
другими, соответствующими возрасту детей. Педагог обращает внимание
детей на характер игрушек (веселая, забавная и так далее), их форму,
цветовое оформление. Педагог воспитывает интерес к природе и
отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной и
музыкальной деятельности.
Примерный перечень произведений изобразительного искусства.
Иллюстрации к книгам: В.Г. Сутеев «Кораблик», «Кто сказал мяу?»,
«Цыпленок и Утенок»; Ю.А. Васнецов к книге «Колобок», «Теремок».

16

прикладного искусства);
• познакомить детей с народными игрушками
(дымковской, богородской, матрешкой и
другими);
• поддерживать интерес к малым формам
фольклора (пестушки, заклички, прибаутки);
• поддерживать стремление детей выражать
свои чувства и впечатления на основе
эмоционально содержательного восприятия
доступных для понимания произведений
искусства или наблюдений за природными
явлениями;
2)
• воспитывать интерес к изобразительной
деятельности (рисованию, лепке) совместно со
взрослым и самостоятельно;
• развивать положительные эмоции на
предложение нарисовать, слепить;
• научить правильно держать карандаш, кисть;
• развивать сенсорные основы изобразительной
деятельности: восприятие предмета разной
формы, цвета (начиная с контрастных цветов);
• включать движение рук по предмету при
знакомстве с его формой; познакомить со
свойствами глины, пластилина, пластической
массы; развивать эмоциональный отклик детей
на отдельные эстетические свойства и качества
предметов в процессе рассматривания
игрушек, природных объектов, предметов
быта, произведений искусства;

изобразительная деятельность:
1) Рисование:
• педагог продолжает развивать у детей художественное восприятие;
способствует обогащению их сенсорного опыта путем выделения формы
предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой;
побуждает, поощряет и подводит детей к изображению знакомых
предметов, предоставляя им свободу выбора;
• педагог обращает внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер)
оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом
карандаша (фломастером, ворсом кисти); учит следить за движением
карандаша по бумаге;
• педагог привлекает внимание детей к изображенным ими на бумаге
разнообразным линиям, конфигурациям; побуждает задумываться над тем,
что они нарисовали, на что это похоже; вызывать чувство радости от
штрихов и линий, которые дети нарисовали сами; педагог побуждает детей
к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к
осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен,
форм;
• педагог развивает у детей эстетическое восприятие окружающих
предметов; учит детей различать цвета карандашей, фломастеров,
правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие,
вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя
предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам,
17

3)

заборчику и другим; подводит детей к рисованию предметов округлой
формы;
• при рисовании педагог формирует у ребёнка правильную позу (сидеть
свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука
поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш; педагог учит
держать карандаш и кисть свободно: карандаш - тремя пальцами выше
отточенного конца, кисть - чуть выше железного наконечника; набирать
краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску,
прикасаясь ворсом к краю баночки.
2)
Лепка:
педагог поощряет у детей интерес к лепке; знакомит с пластическими
материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая
предпочтение глине); учит аккуратно пользоваться материалами; педагог
учит детей отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки
и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями;
соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко,
бараночка, колесо и так далее); педагог учит раскатывать комочек глины
круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой
формы (шарик, яблоко, ягода и другие), сплющивать комочек между
ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в
середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Педагог учит соединять
две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или
грибок), два шарика (неваляшка) и тому подобное. Педагог приучает детей
класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную
заранее подготовленную клеенку.
конструктивная деятельность:

18

• знакомить детей с деталями (кубик,
кирпичик, трехгранная призма, пластина,
цилиндр), с вариантами расположения
строительных форм на плоскости;
• развивать интерес к конструктивной
деятельности, поддерживать желание детей
строить самостоятельно;

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом
педагог продолжает знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик,
трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения
строительных форм на плоскости. Педагог продолжает формировать
умение у детей сооружать элементарные постройки по образцу,
поддерживает желание строить что-то самостоятельно; способствует
пониманию пространственных соотношений. Педагог учит детей
пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными
масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и тому
подобное). По окончании игры приучает убирать все на место. Знакомит
детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учит совместно с
взрослым конструировать башенки, домики, машины. В летнее время
педагог развивает интерес у детей к строительным играм с использованием
природного материала (песок, вода, желуди, камешки и тому подобное).
4)
музыкальная деятельность:
• воспитывать интерес к музыке, желание
1)
Слушание:
слушать музыку, подпевать, выполнять
педагог учит детей внимательно
Примерный перечень музыкальных
простейшие танцевальные движения;
слушать спокойные и бодрые песни, произведений.
• приобщать к восприятию музыки, соблюдая
музыкальные пьесы разного
• Слушание. «Наша погремушка»,
первоначальные правила: не мешать соседу
характера, понимать, о чем (о ком)
муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой;
вслушиваться в музыкальное произведение и
поется, и эмоционально реагировать «Весною», «Осенью», муз. С.
эмоционально на него реагировать;
на содержание; учит детей различать Майкапара; «Цветики», муз. В.
звуки по высоте (высокое и низкое
Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот
звучание колокольчика, фортепьяно, как мы умеем», «Марш и бег», муз.
металлофона).
Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель;
«Кошечка» (к игре «Кошка и
котята»), муз. В. Витлина, сл. Н.
Найденовой; «Микита», белорус,
нар. мелодия, обраб. С. Полонского;
«Пляска с платочком», муз. Е.
Тиличеевой, сл. И. Грантовской;
«Полянка», рус. нар. мелодия, обраб.
Г. Фрида; «Утро», муз. Г. Гриневича,
сл. С. Прокофьевой.
• Рассказы с музыкальными
19

иллюстрациями. «Птички», муз. Г.
Фрида; «Праздничная прогулка»,
муз. А. Александрова.
2)
Пение:
педагог вызывает активность детей
при подпевании и пении; развивает
умение подпевать фразы в песне
(совместно с педагогом); поощряет
сольное пение.

Примерный перечень музыкальных
произведений.
• Пение. «Баю» (колыбельная), муз.
М. Раухвергера; «Белые гуси», муз.
М. Красева, сл. М. Клоковой;
«Дождик», рус. нар. мелодия, обраб.
В. Фере; «Елочка», муз. Е.
Тиличеевой, сл. М. Булатова;
«Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н.
Найденовой; «Ладушки», рус. нар.
мелодия; «Птичка», муз. М.
Раухвергера, сл. А. Барто;
«Собачка», муз. М. Раухвергера, сл.
Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз.
А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной;
«Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл.
И. Черницкой.
• Игры с пением. «Игра с мишкой»,
муз. Г. Финаровского; «Кто у нас
хороший?», рус. нар. песня.
4)
Музыкально-ритмические движения:
педагог развивает у детей
Примерный перечень музыкальных
эмоциональность и образность
произведений.
восприятия музыки через движения; • Музыкально-ритмические
продолжает формировать у детей
движения. «Дождик», муз. и сл. Е.
способность воспринимать и
Макшанцевой; «Воробушки»,
воспроизводить движения,
«Погремушка, попляши»,
показываемые взрослым (хлопать,
«Колокольчик», «Погуляем», муз. И.
притопывать ногой, полуприседать,
Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как
совершать повороты кистей рук и
мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл.
20

5)
• пробуждать интерес к театрализованной игре
путем первого опыта общения с персонажем
(кукла Катя показывает концерт), расширения
контактов со взрослым (бабушка приглашает
на деревенский двор);
• побуждать детей отзываться на игрыдействия со звуками (живой и неживой
природы), подражать движениям животных и
птиц под музыку, под звучащее слово (в
произведениях малых фольклорных форм);
• способствовать проявлению
самостоятельности, активности в игре с
персонажами-игрушками;
• развивать умение следить за действиями
заводных игрушек, сказочных героев,
адекватно реагировать на них;
• способствовать формированию навыка
перевоплощения в образы сказочных героев;
• создавать условия для систематического
восприятия театрализованных выступлений
педагогического театра (взрослых).

так далее); учит детей начинать
Н. Френкель.
движение с началом музыки и
• Музыкальные забавы. «Из-за леса,
заканчивать с её окончанием;
из-за гор», Т. Казакова; «Котик и
передавать образы (птичка летает,
козлик», муз. Ц. Кюи.
зайка прыгает, мишка косолапый
• Инсценирование песен. «Кошка и
идет); педагог совершенствует
котенок», муз. М. Красева, сл. О.
умение ходить и бегать (на носках,
Высотской; «Неваляшки», муз. 3.
тихо; высоко и низко поднимая
Левиной; Компанейца.
ноги; прямым галопом), выполнять
плясовые движения в кругу,
врассыпную, менять движения с
изменением характера музыки или
содержания песни.
театрализованная деятельность:
Педагог пробуждает интерес детей к театрализованной игре, создает
условия для её проведения. Формирует умение следить за развитием
действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных
силами взрослых и старших детей. Педагог учит детей имитировать
характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет),
передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом,
движением). Знакомит детей с приемами вождения настольных кукол. Учит
сопровождать движения простой песенкой. Педагог поощряет у детей
желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и так
далее) и атрибутами как внешними символами роли.

21

Физическое
развитие

6) культурно-досуговая деятельность:
• создавать эмоционально-положительный
Педагог создает эмоционально-положительный климат в группе и ДОО для
климат в группе и ДОО, обеспечение у детей
обеспечения у детей чувства комфортности, уюта и защищенности;
чувства комфортности, уюта и защищенности; формирует у детей умение самостоятельной работы детей с
формировать умение самостоятельной работы
художественными материалами. Привлекает детей к посильному участию в
детей с художественными материалами;
играх с пением, театрализованных представлениях (кукольный театр;
• привлекать детей к посильному участию в
инсценирование русских народных сказок), забавах, развлечениях
играх, театрализованных представлениях,
(тематических, спортивных) и праздниках. Развивает умение следить за
забавах, развлечениях и праздниках;
действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них.
• развивать умение следить за действиями
Формирует навык перевоплощения детей в образы сказочных героев.
игрушек, сказочных героев, адекватно
реагировать на них;
• формировать навык перевоплощения детей в
образы сказочных героев.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
направлено на приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
• воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира
(природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с
возрастными особенностями);
• приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной
культуры;
• становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего и
внутреннего мира ребёнка;
• создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой
деятельности;
• формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его
освоения детьми;
• создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и
взрослыми).
• обогащать двигательный опыт детей, помогая Педагог формирует умение выполнять основные движения,
осваивать упражнения основной гимнастики:
общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения в различных
основные движения (бросание, катание, ловля, формах физкультурно- оздоровительной работы (утренняя гимнастика,
ползанье, лазанье, ходьба, бег, прыжки),
физкультурные занятия, подвижные игры, индивидуальная работа по
общеразвивающие и музыкально-ритмические развитию движений и другое), развивает психофизические качества,
22

упражнения;
• развивать психофизические качества,
равновесие и ориентировку в пространстве;
• поддерживать у детей желание играть в
подвижные игры вместе с педагогом в
небольших подгруппах;
• формировать интерес и положительное
отношение к выполнению физических
упражнений, совместным двигательным
действиям;
• укреплять здоровье детей средствами
физического воспитания, формировать
культурно-гигиенические навыки и навыки
самообслуживания, приобщая к здоровому
образу жизни.

координацию, равновесие и ориентировку в пространстве. Педагог
побуждает детей совместно играть в подвижные игры, действовать
согласованно, реагировать на сигнал. Оптимизирует двигательную
деятельность, предупреждая утомление, осуществляет помощь и страховку,
поощряет стремление ребёнка соблюдать правила личной гигиены и
проявлять культурно-гигиенические навыки.
1) Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие и
строевые упражнения).
• Основные движения:
• бросание, катание, ловля: скатывание мяча по наклонной доске;
прокатывание мяча педагогу и друг другу двумя руками стоя и сидя
(расстояние 50-100 см), под дугу, в воротца; остановка катящегося мяча;
передача мячей друг другу стоя; бросание мяча от груди двумя руками,
снизу, из-за головы; бросание предмета в горизонтальную цель и вдаль с
расстояния 100-125 см двумя и одной рукой; перебрасывание мяча через
сетку, натянутую на уровне роста ребёнка с расстояния 1-1,5 м; ловля мяча,
брошенного педагогом с расстояния до 1 м;
• ползание и лазанье: ползание на животе, на четвереньках до погремушки
(флажка) 3-4 м (взяв её, встать, выпрямиться), по доске, лежащей на полу,
по наклонной доске, приподнятой одним концом на 20-30 см; по
гимнастической скамейке;
• ходьба: ходьба стайкой за педагогом с перешагиванием через линии,
палки, кубы; на носках; с переходом на бег; на месте, приставным шагом
вперед, в сторону, назад; с предметами в руке (флажок, платочек, ленточка
и другие); врассыпную и в заданном направлении; между предметами; по
кругу по одному и парами, взявшись за руки;
• бег: бег стайкой за педагогом, в заданном направлении и в разных
направлениях; между линиями (расстояние между линиями 40-30 см); за
катящимся мячом; с переходом на ходьбу и обратно; непрерывный в
течение 20-30-40 секунд; медленный бег на расстояние 40-80 м;
• прыжки: прыжки на двух ногах на месте (10-15 раз); с продвижением
вперед, через 1-2 параллельные линии (расстояние 10-20 см); в длину с
места как можно дальше, через 2 параллельные линии (20-30 см); вверх,
касаясь предмета, находящегося выше поднятых рук ребёнка на 10-15 см;
В процессе обучения основным движениям педагог побуждает детей
23

действовать сообща, двигаться не наталкиваясь друг на друга,
придерживаться определенного направления движения, предлагает
разнообразные упражнения.
• Общеразвивающие упражнения:
• упражнения для кистей рук, развития и укрепления плечевого пояса:
поднимание рук вперед, вверх, разведение в стороны, отведение назад, за
спину, сгибание и разгибание, выполнение хлопков руками перед собой,
над головой; махи руками вверх-вниз, вперед-назад;
• упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости
позвоночника: повороты вправо-влево, с передачей предмета сидящему
рядом ребёнку, наклоны вперед из исходного положения стоя и сидя;
одновременное сгибание и разгибание ног из исходного положения сидя и
лежа, поочередное поднимание рук и ног из исходного положения лежа на
спине;
• упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и
гибкости позвоночника: сгибание и разгибание ног, держась за опору,
приседание, потягивание с подниманием на носки и другое;
• музыкально-ритмические упражнения, разученные на музыкальном
занятии, включаются в содержание подвижных игр и игровых упражнений;
педагог показывает детям и выполняет вместе с ними: хлопки в ладоши под
музыку, хлопки с одновременным притопыванием, приседание «пружинка»,
приставные шаги вперед-назад, кружение на носочках, имитационные
упражнения.
Педагог предлагает образец для подражания и выполняет вместе с детьми
упражнения с предметами: погремушками, платочками, малыми обручами,
кубиками, флажками и другое, в том числе, сидя на стуле или на скамейке.
Подвижные игры: педагог развивает и поддерживает у детей желание
играть в подвижные игры с простым содержанием, с текстом, с включением
музыкально-ритмических упражнений. Создает условия для развития
выразительности движений в имитационных упражнениях и сюжетных
играх, помогает самостоятельно передавать простейшие действия
некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики, помахать крылышками,
как птичка, походить как лошадка, поклевать зернышки, как цыплята, и
тому подобное).
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение
24

детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает:
• воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического,
духовного и социального благополучия человека;
• формирование у ребёнка представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным
играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам и правилам;
• воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных
качеств;
• приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их физического развития и саморазвития;
• формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни.
2.2. Тематическое планирование
Даты

Тема недели

Тематические дни календарного плана воспитательной работы

Нас встречает детский сад

1 сентября -День знаний

Сентябрь 2023
Осень, в гости просим!
Дары осени: овощи и фрукты
Я -человек (части тела и лица
человека)

27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников.

Октябрь 2023
Ребенок и взрослые
Семья

1 октября: Международный день пожилых людей; Международный
день музыки.
4 октября: День защиты животных.
15 октября в 2023 году. Третье воскресенье октября: День отца в
России.

Мой дом
Домашние животные
Ноябрь 2023
Домашние птицы

4 ноября: День народного единства.
25

Правила дорожного движения
Неделя дружбы
Профессии

26 ноября в 2023 году. Последнее воскресенье ноября: День матери в
России

Зимушка-зима
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь 2023
Деревья зимой
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России. Можно провести
день доброты.
Украшения и атрибуты праздника
"Новый год"
Новый год к нам мчится

12 декабря: День Конституции Российской Федерации.

Зимние забавы

31 декабря: Новый год.

Январь 2024
Лесные звери и птицы зимой
Жизнь людей зимой
Что такое хорошо, что такое плохо?
Транспорт
Февраль 2024
Моя семья
Моя мамочка и я – лучшие друзья
Папин день

23 февраля: День защитника Отечества

Народные игры
Март 2024
Мамин день
Народная игрушка

8 марта: Международный женский день
26

Устное народное творчество
Книжкина неделя

27 марта: Всемирный день театра.

Апрель 2024
Жизнь людей весной. Здоровье
Птицы весной
Дикие животные весной
Любимые игры и игрушки

12 апреля: День космонавтики

Май 2024
Праздник Весны и Труда

1 мая: Праздник Весны и Труда.

День Победы

9 мая: День Победы.

Животные жарких стран

27

3. Организационный раздел
3.1. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
В младшем дошкольном возрасте большинство детей только приходят в детский сад, и родители знакомятся с педагогами
дошкольного учреждения. Поэтому задача педагога заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать
родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения,
своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми.
Вместе с тем, в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с
родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми
обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.
В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, предоставляет им возможность
высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой.
Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, поможет родителям почувствовать уверенность в своих
педагогических возможностях
Формы работы с семьей в первой младшей группе
Традиционные формы
Нетрадиционные формы
Родительские собрания
Фотовыставки
Работа с родительским комитетом
Совместные прогулки и экскурсии
Совместные праздники и развлечения
Участие в проектной деятельности
Выставки совместных работ
Почта доверия
Консультации, беседы
Проведение акции
Дни открытых дверей
Тетрадь добрых дел
Оформление папок-передвижек
Проведение мастер классов

3.2.

План взаимодействия с семьями воспитанников первой младшей группы на 2023-2024 год

Цель: Повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления
младенческого, раннего и дошкольных возрастов и развитии детей. Обеспечение единства подходов воспитанию и обучению детей в
условиях ДОО и семьи. Повышение воспитательного потенциала семьи.
Задачи:

28









Информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а так
же образовательной программе реализуемой в ДОО.
Познакомить родителей с особенностями физического, социально- личностного, познавательного и художественного развития детей
младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.
Способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семей.
Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями
развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в
своих силах.
Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, продолжить
родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о
предметном, природном и социальном мире.
Вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Название мероприятия
Оформление родительского уголка
Заполнение социального паспорта семей
Родительское собрание « Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Консультации на темы:
«Режим дня – это важно»
«Адаптация ребенка к детскому саду»
«Что должно быть в шкафчиках»?
«Алгоритм одевания и раздевания»
«Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и
ОРВИ»
Консультации на темы:
«Учить цвета легко и весело»
«Учим 2-3 летнего ребенка убирать за собой игрушки»
Выставка поделок из природного материала «Дары осени»
Организационное родительское собрание «Этот удивительный ранний дошкольный возраст»
Консультации на темы:
«Будьте бдительны на улицах города»
29

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

«Профилактика гриппа и ОРВИ»
«Закаливание - одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»
Памятка « Правила перевозки детей в автомобиле»
«Фотовыставка «Вот так мы играем»
Участие родителей в жизни группы:
Мастер – класс: «Пальчиковая гимнастика», « Оформление семейных альбомов «Наша дружная
семья»
Консультации на темы:
«Прогулка с ребенком зимой»
Консультация психолога: «Значение игрушки в жизни ребенка»
Фотовыставка «В здоровом теле – здоровый дух»
Конкурс поделок «Зимние чудеса»
Консультации на темы:
«Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей 2-3 лет.
«Развитие речи детей с помощью книжных иллюстраций»
«Фольклор в повседневной жизни детей»
Родительское собрание: «Речевое развитие ребенка»
Участие родителей в жизни группы:
Привлечение родителей к расчистке снега на участке и создание построек из снега.
Консультации на темы: « Сенсорное развитие детей раннего возраста через восприятие цвета»
«Давайте играть» (значение детской игры)
Выставка дидактических игр по сенсорике, сделанных своими руками.
Консультации на темы:
«Нетрадиционные изобразительные техники»
Развиваем мелкую моторику рук»
Фотовыставка «Вот какие наши мамы»
Совместно проведенный весенний праздник
Участие родителей в жизни группы: участие в уборке участка от снега
Консультации на темы:
«Развивая мелкую моторику рук развиваем навыки самообслуживания детей»
«Подвижные игры на свежем воздухе»
«Зачем ребенку кукольный театр»?
«Малыши и музыка»
30

Май

«Огород на подоконнике»
Родительское собрание: «Вот какие мы большие»
Консультации на темы: «Солнце воздух и вода наши лучшие друзья»
Папка передвижка «Витамины на тарелке»
Памятки для родителей «Профилактика детского травматизма в летний оздоровительный период»

3.3 Сетка непосредственно-образовательной деятельности с детьми первой младшей группе возраста
Понедельник
Развитие речи
9-00
Двигательная
деятельность
16-00

Вторник
Познавательное
развитие
9-00
Музыкальная
деятельность
10-30

Неделя
Среда
Логоритмика
9-00
Экспериментирование с
красками, пластилином
15-45

Четверг
Чтение/ рассматривание
9-00

Пятница
Сенсорное развитие
9-00

Музыкальная деятельность
09-30

Двигательная деятельность
15-45

3.4. Режим дня на холодный период года (сентябрь – май)
Режимные моменты
Прим, осмотр, игры, утренняя гимнастика
Подготовка к завтраку, завтрак
Игры, подготовка к образовательной деятельности
Образовательная деятельность, развивающие подгрупповые образовательные
ситуации на игровой основе
Игры, подготовка к прогулке, прогулка
Возращение с прогулки, игры
Подготовка к обеду, обед
Подготовка ко сну, сон
Постепенный подъем, воздушные процедуры, самостоятельная деятельность

Время
7:00-8:00
8:00-8:30
8:30-9:00
09:00-09:35
09:40-11:20
11:20-11:40
11:40-12:10
12:10-15:00
15:00-15:30
31

Полдник
Игры, досуги совместная деятельность, самостоятельная деятельность по интересам
Подготовка к прогулке, прогулка
Возращение с прогулки, игры, уход дамой

15:30-15:45
15:45-16:20
16:20-18:00
18:00-19:00

Теплый период года (июнь - август)
Режимные моменты
Прим, осмотр, игры, утренняя гимнастика на участке детского сада
Подготовка к завтраку, завтрак
Игры, подготовка к образовательной деятельности и выход на прогулку
Образовательная деятельность, развивающие подгрупповые образовательные
ситуации на игровой основе.
Игры, наблюдения, воздушные солнечные процедуры, образовательная
деятельность на прогулке
Возращение с прогулки, водные процедуры игры.
Подготовка к обеду, обед.
Подготовка ко сну, сон
Постепенный подъем, воздушные процедуры, самостоятельная деятельность
Полдник
Игры, досуги совместная деятельность, самостоятельная деятельность по интересам
Подготовка к прогулке, прогулка
Возращение с прогулки, игры, уход дамой

Время
7:00-8:00
8:00-8:30
8:30-9:00
09:00-09:35
09:40-11:20
11:20-11:40
11:40-12:10
12:10-15:00
15:00-15:20
15:20-15:45
16:30-18:00
18:00-18:45
18:45-19:00

Режим двигательной активности в первой младшей группе
№
1
2
3
4

Формы работы
Утренняя гимнастика
Подвижные игры до и после игровых занятий
Физкультурные занятия
Музыкальные занятия
32

5
6
7
8
9
10

Подвижные игры на прогулке
Ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами
Самостоятельная двигательная активность на прогулке
Упражнения после дневного сна
Динамическая пауза
Индивидуальная работа по развитию движений
Самостоятельная двигательная активность в группе

11
12
13

Физкультминутки
Подвижные игры на вечерней прогулке
3.5. Предметно – развивающая среда

Основными требованиями ФГОС ДО развивающей предметно-пространственной среды 2-3 лет:
Предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
3.
Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
4. Предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных
особенностей детей.
должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1.
2.

•
•
•
•

Среда, окружающая детей в детском саду, в соответствии с ФГОС ДОО должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать
укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду
является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Стратегия и тактика построения
предметно-пространственной среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты
таковы: взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!».
33

Мышление ребенка второй группы раннего возраста (2-3 года) носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира
происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипуляторная
игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; в группах создать интересную
развивающую среду, в которой детям предоставлено время для свободной деятельности в ней.
Игры – забавы позволяют детям и взрослым получить чувственный опыт развить логическое мышления, слуховое восприятие,
мелкую моторику.
Сенсомоторный уголок в группах предназначен главным образом:
* Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
* Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
* Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;
* Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
* Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
* Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов (форма, размер) в детском саду
используются следующие дидактические игры и пособия: «Сделай бусы»; «Подарки из прищепок»; «Сложи листик»; «Пуговичная поляна»;
«Шнуровки»; «Заверни малыша»; «Подбери куклам бусы, игрушки»; «Посади цветок»; «Жучок заблудился», «Матрёшки»; «Шары»;
«Строитель»; «Собери любой предмет» и т. д.
Цветовосприятие – это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. Именно в игре обучение ребенка чему-либо
происходит наиболее эффективно. Тоже касается и обучения ребенка различать цвета. Детям интересны такие игры как «Подбери блюдце к
чашке»; «Воздушные шары» и другие
В три года ребенок способен свободно выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно (например, цвет и величина, величина и форма, форма и цвет предметов). Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения, выполняемые при
действиях с дидактической игрушкой или специальным пособием, опираются на конкретику действий с кольцами, шарами, кубами,
цилиндрами и пр. Вот почему и на третьем году детям необходимы дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику
рук.
Также в группах детского сада в соответствии с ФГОС ДО создаются условия для речевого развития детей:
- книжный уголок;
- театральная зона, в которой используются разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе. Героями являются
игрушки, куклы бибабо, картинки, выразительные возможности которых педагог должен использовать для достижения наибольшего
эффекта воздействия театра на чувства и эмоции детей;
- серии из 2-3 картинок для установления последовательности
действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации);
-сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку);
- наборы картинок для группировки по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с
34

детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель,
транспорт, предметы обихода, игрушки.
Эмоции являются неотъемлемой частью жизни. Замечено, что эмоции являются неким индикатором состояния ребенка и влияют на
его поведение и деятельность всего организма, взрослым необходимо говорить с ребенком о чувствах и переживаниях самого малыша и
окружающих его людей.
Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому некоторые игры отражают круг повседневных интересов
детей 2—3 лет: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и др. Сценки с игрушками позволяют расширить рамки игры на
бытовые темы.
Одним из главных условий успешного общения воспитателя с детьми в театрализованной игре является создание атмосферы радости и
творчества.
В сюжетных играх происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста
наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Воспитатели детских садов уделяют особое внимание
подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков.
В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее.
Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекают малышей, и они начинают разнообразно действовать с ними:
катать, кормить, укладывать и т. д.
В уголке сюжетно-ролевой игры все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша
пространство, уводя в воображаемую ситуацию, создавать развернутые и содержательные сюжеты. Дети могут разворачивать игровые
сюжеты: «жилая комната», «кухня», «прачечная» и др. Наборы детской мебели способствуют организации сюжетно-ролевых игр. Платяной
шкаф полон одежды для кукол и костюмов для переодевания. Все эти предметы висят на маленьких вешалках, любой ребенок может по
желанию выбрать костюм для игры и затем без особого труда вернуть его. В шкафу имеется одежда для кукол. Предметы для игр хранятся
на открытых стеллажах: здесь и игрушки, которые дети используют для самостоятельной игры, и строительный материал, позволяющий
возводить разнообразные постройки.
Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» реализуется через сюжетно-ролевые игры.
Предметная среда в группах детском саду стимулирует развитие восприятия детей, способствует развитию анализаторов, с помощью
созданных музыкальных уголков с различными звучащими и гремящими игрушками.
В группах раннего возраста (2-3 года) имеется материал для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и
альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с
пластилином, баночки для воды и пр.).
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда в ДОУ является основой для организации увлекательной,
содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда является основным
средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
35

Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию
организма каждого их них.

36

4. Список литературы
1.Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Вторая группа раннего возраста. 2-3 года. – 2-е изд.,
испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020
2.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
3.Ефанова З.А. Познание предметного мира. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). – Волгоград: Учитель.
5. Колдина Д.Н. Аппликация в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2021.
6. Колдина Д.Н. Лепка в ясельных группах детского сада: Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2020.
7. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми: технологические карты на каждый день по программе
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет).
8.Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
9. Свободные интернет-источники
10.Федорова С. Ю. Примерные планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет. Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2018.
11.Толстикова О.В., Трофимова О.А. Дягилева Н.В, Закревская О.В. и др. Образовательная программа дошкольного образования
«СамоЦвет»: младенческий, ранний возраст. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО

37


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».