Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

Принято:
Решением Педагогического совета
МДОУ «ЦРР – детский сад «Улыбка»
Протокол №____ от ______ 2022г.

Утверждаю:
Заведующий МДОУ
«ЦРР – детский сад «Улыбка»
_____________А.А. Лещева
Приказ № ____ от _____2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА
муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»
на 2022-2023 учебный год

Составитель:
Макушина Ю.Н.
педагог-психолог
г. Качканар 2022г

Аннотация.

2

Рабочая программа педагога-психолога МДОУ «ЦРР – детский сад
«Улыбка» разработана в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от
29.12.2012г.,
- ФГГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.
N1155, зарегистрированного в Минюсте России 14 ноября 2013г.,
регистрационный номер №30384.
Рабочая программа учитывает следующие нормативные документы:
- Приказ МО РФ «Об утверждении Положения о службе практической
психологии в системе МО РФ» №636 от 22.10.1999.
- Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ИН/20-4 «Об учителях – логопедах и
педагогах – психологов учреждений образования».
- Инструктивное письмо МО РФ № 29/1886-6 от 24.12. 2001 г. «Об
использовании рабочего времени педагога – психолога образовательного
учреждения».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082
«Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
- Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр
развития ребенка – детский сад «Улыбка».
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности
педагога-психолога по направлениям:
- психопрофилактика,
- психодиагностика,
- психокоррекция,
- психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в
работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами.
Рабочая программа направлена на создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование
основ базовой культуры личности каждого ребенка, ориентированной на
самореализацию, успешную социализацию, жизненный успех и сохранение
здоровья как ценности, в обеспечении комплексного развития с учетом его
психических и физических особенностей.
Программа составлена на один учебный год.

Содержание
1. Целевой раздел
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.5.1.
2.5.2.

2.5.3.

2.5.4.
2.6.
2.7.
2.8.
3.1
3.2.
3.3.

Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Принципы и подходы к формированию программы
Особенности сопровождения дошкольников
Возрастные особенности и новообразования дошкольников
Особенности контингента воспитанников
Планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
Приоритетные направления программы
Психологическая диагностика
Психологическое просвещение
Психологическая профилактика
Коррекционно -развивающая работа
Коррекционная работа с детьми в период адаптации к ДОУ, по
программе "Я большой"
Коррекционно - развивающая работа с детьми старшего
дошкольного возраста по коррекции эмоционально-волевой
сферы, по программе "Азбука общения"
Коррекционно -развивающая работа с детьми старшего
дошкольного возраста по подготовке к школьному обучению,
по программе «Скоро в школу»
Коррекционно -развивающая работа с детьми «группы риска»
Психологическое консультирование
Содержание деятельности педагога-психолога
Организация системы взаимодействий педагога-психолога
3. Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение
Циклограмма деятельности
Перспективный план работы

3

стр

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.

4

Пояснительная записка

Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и
первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит
становление основ личности - активное формирование двигательной,
чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных
психических процессов, способностей и социально значимых качеств.
Совершенствование системы образования в соответствии с законом РФ «Об
образовании» требует внедрения и в практику педагога-психолога
комплексных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому
ребенку, в соответствии с его возрастом, адекватных условий для его развития
на основе единства процессов социализации и индивидуализации
развивающейся личности. Охрана и укрепление психологического здоровья
воспитанников является одной из приоритетных задач развития современного
дошкольного образования и рассматривается как условие реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения
качества образования в современном детском саду.
Объектом профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ
выступают феномены внутренней жизни ребенка в возрасте до 7 лет. А
предмет его деятельности можно определить как психическое здоровье
ребенка, охрана и укрепление которого происходит в ДОУ в соответствующих
дошкольному возрасту видах деятельности (игре, изобразительной
деятельности, конструировании, восприятии сказки и др.).
Основными направлениями в профессиональной деятельности педагогапсихолога ДОУ являются создание условий для реализации возможностей
развития ребенка в дошкольном возрасте и содействие становлению тех
психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в
последующие возрастные периоды.

1.2.

Цель и задачи программы

5

Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного
проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой
культуры личности каждого ребенка, ориентированной на самореализацию,
жизненный успех и сохранение здоровья как ценности, в обеспечении
комплексного развития с учетом его психического и физического состояния
здоровья, как основы успешного обучения в школе.
Задачи:
Коррекционно -образовательная:
•
Проведение психологической диагностики дошкольников, с целью
выявления особенностей развития и учета в дальнейшей коррекционно развивающей работе.
•
Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного
возраста.
Коррекционно -развивающая:
•
Проведение коррекции и профилактики имеющихся отклонений в
познавательном и эмоционально-волевом развитии детей дошкольного
возраста.
•
Повышение уровня компетентности родителей и педагогов в
вопросах психологического развития детей дошкольного возраста.
•
Формирование системы коррекционно -развивающей работы с
учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с ОВЗ и детей
инвалидов.
Коррекционно -воспитательная:
•
Обеспечивать
психолого-педагогическое
сопровождение
реализации основной образовательной программы и развития ДОУ в целом.

1.3.

Принципы и подходы к формированию программы

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с6
учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего
развития.
Принципы построения программы основаны на ведущих принципах
современной педагогики: гуманистическое начало проявления уважения к
каждому воспитаннику, поддержка детской инициативы, доступность и
соответствие содержания образования возрасту. Также учитываются
принципы интеграции образовательных областей, личностно-ориентированное
взаимодействие взрослых с воспитанниками, предоставление каждому
ребенку права выбора вида деятельности, создание предметнопространственной развивающей среды, способствующей всестороннему
развитию воспитанников, развитию игры, как ведущего вида детской
деятельности, сбалансированности всех форм детской деятельности.
Содержание программы ориентировано на общечеловеческую культуру.
Программа нацелена на развитие любознательности как основы
познавательной активности дошкольников, на становление коммуникативных
способностей. В процессе ее использования обеспечивается охрана и
укрепление психического здоровья ребенка, его эмоционального
благополучия, интеллектуального развития, осуществляется приобщение к
общечеловеческим ценностям.
Формирование программы основано на следующихподходах:
1. Личностно-ориентированные подходы:
 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребѐнка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений,
разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребѐнка,
реализация его природного потенциала,
обеспечение комфортных,
бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;
 целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему
развитию;
 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
 психологическая защищенность ребѐнка, обеспечение эмоционального
комфорта, создание условий для самореализации;
 развитие ребѐнка в соответствии с его склонностями, интересами и
возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого
воспитанника с учетом индивидуальных особенностей его развития
(дифференциация и индивидуализация).



2. Системно-деятельные подходы:
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребѐнка, при котором сам ребѐнок становится







активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом7
образования;
формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребѐнка в различных видах деятельности,
организация детской
деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия»,
узнают новое путѐм решения проблемных задач;
креативность – формирование у воспитанников способности переносить
полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности,
инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить
решения нестандартных задач и проблемных ситуаций;
овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества, государства, обеспечение способности ребѐнка
ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с
интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и
человечества в целом.
1.4. Особенности сопровождения

Психологическое сопровождение воспитанников включает в себя:
 наблюдение
за характером взаимоотношений детей в группе,
определение особенностей развития детей, анализ микроклимата в
группе; определение социального статуса отдельных детей (детилидеры, аутсайдеры и т. д.);
 разработка методов и способов коррекции микроклимата группы (при
необходимости) и ознакомление с ними воспитателей группы и
специалистов, работающих с этими детьми;
 индивидуальная работа со всеми детьми в процессе их адаптации к
ДОУ;
 работа с детьми с целью определения их готовности к школьному
обучению;
 выделение детей, имеющих трудности: в общении, в поведении, в
эмоциональном развитии, в обучении, имеющих специфические
психофизиологические отклонения;
 индивидуальное
обследование детей и организация в случае
необходимости индивидуальных и подгрупповых корригирующих
занятий в соответствии с индивидуальными особенностями их развития;


разработка рекомендаций для воспитателей и родителей по организации
жизни детей в детском саду и семье.

В случае необходимости направление детей на консультацию к другим8
специалистам, детскую поликлинику, ПМПК, различные центры медикосоциальной помощи.
Решение программных задач осуществляется в свободной совместной
деятельности взрослого и детей. Формы организации: подгруппа,
индивидуально (в период с сентября по июнь).
Диагностическое
обследование
воспитанников
педагогом-психологом
предусмотрено два раза в год: входящая диагностика (сентябрь – октябрь),
итоговая диагностика (апрель - май).
Продолжительность взаимодействия педагога-психолога с подгруппами
регламентируется санитарно-эпидемиологическими нормативами:
для детей пятого года жизни - не более 20 минут;
для детей шестого года жизни - не более 25 минут;
для детей седьмого года жизни - не более 30 минут.
Продолжительность совместной деятельности педагога-психолога и
отдельного ребенка (индивидуальная работа) не превышает 15 минут,
осуществляется не реже 1 раза в неделю.
1.5 . Основные особенности и новообразования дошкольников
Ранний возраст 1-3 года
Самый интенсивный период в развитии речи и, следовательно,
мышления. Интенсивно развивается мелкая моторика, которая позволяет
овладеть ребенку предметными действиями. Интенсивно развивается
познавательная сфера, познание окружающего мира происходит через
действия с предметами. Ребенка интересует многое: люди, пространство,
предметы, животные, растения, явления природы и подобное, однако, ему еще
трудно понять взаимосвязи и зависимости, существующие между явлениями
окружающей действительности. Формируются предпосылки предметной
деятельности, целью которой является усвоение функций предметов,
овладение способами действий с ними. Складываются следующие
новообразования возраста: зачатки самосознания, связанные с именем и
полом, развитие Я- концепции, самооценка. Автономная речь ребенка
довольно быстро трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и
по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Развиваются
психические функции - восприятие, мышление, память, внимание: доминирует
восприятие, наблюдаются элементарные формы воображения, внимание и
память непроизвольны, мышление является наглядно-действенным, основано
на восприятии и действии с предметами.

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции,9
связанные с непосредственными желаниями ребенка.
Социальная ситуация развития: «ребенок и взрослый» или «ребенок –
взрослый – предмет». Взаимодействие с взрослым для ребенка опосредованно
предметом.
Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Кризис часто
сопровождается
рядом
отрицательных
проявлений:
негативизмом,
упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Он может продолжаться
от нескольких месяцев до двух лет.
Младший дошкольный возраст 3-4 года
На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности
дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками
и предметами-заменителями. Сюжеты игр просты. Младшие дошкольники
скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты
между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек.
Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется
мнением педагога.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о
предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические
образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших
дошкольников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть
простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена
возведением несложных построек по образцу и по замыслу. У детей
активизируются речевые навыки за счѐт расширения словарного запаса,
формируются начальные математические представления о количестве,
величине, признаках и свойствах предметов. Младшие дошкольники активно
осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего
дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов
и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве детского сада.
Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста
дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники
способны устанавливать простые причинно-следственные связи между
событиями, предметами или явлениями.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение,
которое особенно наглядно проявляется в игре. Поведение ребенка во многом
еще ситуативное. Развивается самооценка. Продолжает развиваться также их
половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и
сюжетов.

10

Средний дошкольный возраст 4-5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста
появляются ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться.
Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок
становиться предметным и детализированным. Совершенствуется техническая
сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные
геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на
бумагу. Усложняется конструирование: постройки могут включать 5-6
деталей. Происходят изменения мелкой и крупной моторики. Развиваются
ловкость, координация движений. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым.
Они могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет.
Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти.
Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять
задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить
стихотворение. Начинает развиваться наглядно-образное мышление.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может сосредоточиться на
деятельности на 15-20 минут.
Речь становиться предметом активности детей. Развивается ее
грамматическая сторона. Изменяется содержание общения ребенка и
взрослого. Ведущим становиться познавательный мотив. Информация,
которую ребенок получает в ходе общения, может быть сложной и трудной
для его понимания, но она вызывает у него интерес. Речь детей обретает
интонационную выразительность, возникает ролевой диалог, способность
воспринимать и воображать на основе словесного описания различные
события.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для
них чрезвычайно важной оказывается его похвала. Появляется повышенная
обидчивость на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой
возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются
избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим.
Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться
лидеры.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой
деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием
изобразительной
деятельности;
конструированием
по
замыслу;
совершенствованием восприятия; развитием образного мышления и
воображения; развитием памяти, внимания, речи; появлением познавательной
мотивации.

11

Старший дошкольный возраст 5-6 лет
У детей появляется произвольность основных психических процессов:
способность целенаправленно управлять своим поведением, восприятием,
вниманием, памятью, формируется монологическая речь. Восприятие в этом
возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие
мышления
сопровождается
освоением
мыслительных
средств
(схематизированные
представления,
комплексные
представления,
представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать,
причинное мышление. В 5-6 лет ведущее значение приобретает нагляднообразное мышление, которое позволяет ребѐнку решать более сложные задачи
с использованием обобщѐнных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и
обобщѐнных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе еѐ звуковая сторона.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по
картинке, передавая не только главное, но и детали. Возраст 5-6 лет можно
охарактеризовать как возраст овладения ребѐнком активным (продуктивным)
воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь
от практической деятельности и предваряя еѐ. Образы воображения
значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребѐнок чѐтко
начинает различать действительное и вымышленное.
Происходит осмысление и осознание многих закономерностей
окружающей жизни, законов, регулирующих поведение людей в социуме.
Также активно совершенствуется техника выполнения основных движений.
Действия детей в играх становятся более разнообразными. Дети уже
могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение,
придерживаясь роли. При распределении ролей могут возникать конфликты,
связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация
игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и
«периферия». Игровые действия детей становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее
активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение
человека становится более детализированным. По рисунку можно судить о
половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного
человека. В конструировании дети овладевают обобщенным способом
обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться
на основе чертежа, схемы, по замыслу и по условиям.
Подготовительный дошкольный возраст 6-7 лет

Дети подготовительной к школе группы осваивают сложные12
взаимодействия людей в сюжетно-ролевых играх. Они свободно владеют
обобщѐнными способами анализа; не только анализируют основные
конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму
на основе сходства со знакомыми им объемными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие. Развивается образное
мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в
значительной степени ещѐ ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится
произвольным.
К 7 годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с
гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определѐнных способов
поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.
В возрасте 6-7 лет
существенно увеличивается устойчивость
непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.
Сосредоточенность и длительность деятельности ребѐнка зависит от еѐ
привлекательности для него. В 6-7 лет у детей увеличивается объѐм памяти,
что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объѐм
информации.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче
и оригинальней, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не
похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на
то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до
неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чѐтче
прослеживаются объективные закономерности действительности.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления,
которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием
обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщѐнных
представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия
наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из
нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает
уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях
затруднений. Мышление отличается способностью удерживать в
представлении
цепочку
взаимосвязанных
событий,
формируются
представления об изменениях признаков предметов, их количества. На
седьмом году жизни в процесс мышления всѐ более активно включается речь.
Формируется готовность к обучению в школе: мотивационная,
познавательная, волевая, коммуникативная.

1.6.

Особенности контингента воспитанников

Наименование группы
II группа раннего возраста
I младшая группа
II младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Всего

Количество групп
1
1
1
2
3
1
10

13

Количество детей
15
13
26
37
24
43
158

Все 10 возрастных групп, имеющих общеразвивающую направленность. ДОУ
посещают 3 воспитанника, имеющих статус ребенка-инвалида. Детей,
имеющих ограниченные возможности здоровья нет. 1 семья состоит на
внутреннем профилактическом учете, и на учете в ПДН.

1.7.

Планируемые результаты освоения программы

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
ребенок интересуется окружающими предметами и активно
действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и
другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении
результата своих действий;

использует
специфические,
культурно
фиксированные
предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки,
расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет
простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом поведении;


владеет активной речью, включенной в общение; может
обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает
названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в
движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок
воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает им;


проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию14
картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на
различные произведения культуры и искусства;

у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать
различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).


Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру,
к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет
разными формами и видами игры, различает условную и реальную
ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может
выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения
своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в
ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен,
вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои
движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать
социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности,
во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать
правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.


Целевые
ориентиры
Программы
выступают
основаниями15
преемственности дошкольного и начального общего образования. При
соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые
ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста
предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими
дошкольного образования.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.

Приоритетные направления программы

диагностическое: обеспечивает выявление индивидуальных возможностей и
способностей воспитанников; особенностей развития и учета в дальнейшей
коррекционно -развивающей работе;
коррекционно - развивающее: обеспечивает обоснованное построение
коррекционно -развивающей работы, с учѐтом индивидуальных особенностей
и потребностей детей; своевременную специализированную помощь в
освоении содержания образования и имеющихся отклонений в
познавательном и эмоционально-волевом развитии детей дошкольного
возраста;
психопрофилактическое: обеспечивает выявление факторов, способствующих
возникновению и развитию признаков эмоционального неблагополучия
ребенка (чувства неполноценности, низкая самооценка, трудности общения,
неадекватная полоролевая идентификация, неадекватная возрастная
идентификация).
Применение
психолого-педагогических
приемов,
направленных на предупреждение нежелательных форм поведения
(индивидуальные беседы с ребенком, воспитателями, родителями,
применение подвижных, сюжетно-ролевых игр, использование и анализ
продуктивных видов деятельности, отдельные приемы рациональной
психотерапии);
консультативное: обеспечивает помощь педагогам, родителям, с целью
преодоления проблем воспитания и развития детей;
просветительское: направлено на разъяснительную деятельность по вопросам,
связанным с особенностями воспитательно-образовательного процесса для
данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса —
воспитанниками (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии),
их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
2.2. Психологическая диагностика

16

Согласно ФГОС ДО в ДОУ проводится оценка развития детей,
динамики их развития, в том числе измерение их личностных
образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом
совместно с педагогом- психологом в рамках психолого-педагогической
диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика
понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного
возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой
эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием
образовательной работы.Участие ребенка в психолого-педагогической
диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей
(законных
представителей).Результаты
психолого-педагогической
диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для
решения образовательных задач, а именно:
 индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной
коррекции особенностей развития);
 оптимизации работы с группой детей.
По результатам психодиагностики определяются следующие категории
воспитанников:
 Дети с выраженными нарушениями познавательной сферы;
 Дети с дисгармоничным развитием (дети с выраженными трудностями
усвоения одной образовательной области при значительных успехах в
другой образовательной области).
 Дети с особенностями эмоционально-волевой сферы: дети с
проявлением РАС, агрессивные, тревожные, гиперактивные).
По результатам психодиагностики педагогам группы даются рекомендации по
оптимизации образовательного процесса.
В течение учебного года проводится дополнительная углубленная
диагностика развития ребенка по запросам участников образовательного
процесса (педагогов, родителей).
Другим направлением психодиагностики является изучение особенностей
психоэмоциональной сферы педагогов для профилактики «профессионального
(эмоционального) выгорания». «Диагностика уровня эмоционального
выгорания педагога» В.В. Бойко
Методики изучения развития познавательных процессов:
- Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду»,
- М.М. Семаго, И.Я. Семаго «Диагностика готовности к школе»,

17
- С.Д.Забрамная, О.В.Боровик «Диагностика психологопедагогического обследования детей».
Для изучения особенностей личности дошкольников и их эмоционального
состояния используются проективные методики:
«Несуществующее животное»,
«Дом-дерево-человек», «КРС»,
«Семья животных»,
«Кактус»,
«Человек под дождем»
а также методики: оценка творческих способностей детей (адаптированная
методика Торренса), тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки), тест
«Страхи в домике», методика «Паровозик» Велиева С.В., «Лесенка»,
социометрия, и др.

2.3.

Психологическое просвещение

Работа с педагогами
Цель: повышение профессионального уровня педагогов в области
психологии.
Формы методы и приемы работы:

методические рекомендации по проблеме развития или
воспитания

стендовая
информация
по
запросу,
индивидуальное
консультирование по вопросам взаимодействия с родителями;

групповые консультации по вопросам воспитания и развития
дошкольников.

Результативность:

снижение уровня агрессии у педагогов;

восстановление эмоционального равновесия;

повышение уровня самооценки педагогов;

установление
доверительных
отношений
участниками образовательного процесса.

между

свеми

Работа с родителями
Цель: формирование у родителей активной позиции по вопросам развития и
воспитания детей.

Задачи:

18

оказание родителям помощи в воспитании ребенка;

привлечение родителей к воспитательно-образовательной
деятельности ДОУ;

нормализация детско-родительских отношений;

оказание
помощи
в
создании
благоприятного
психоэмоционального климата в семье;

изменение стереотипов поведения родителей;

налаживание отношений между родителями и педагогами;

повышение уровня компетентности родителей в вопросах
развития и воспитания детей;
Результативность:

между педагогами и родителями установились доверительные
отношения;

родители принимают активное участие в проведении праздников,
развлечений в образовательном учреждении;

родители заинтересованы в осуществлении развития творческих
способностей детей;

у родителей сформирован интерес к деятельности ДОУ;

в
семьях
воспитанников
наблюдается
благоприятный
микроклимат, доброжелательные отношения между детьми и родителями;

создана атмосфера взаимопонимания, сотрудничества и
сотворчества между педагогами, детьми и родителями.


2.4. Психологическая профилактика
Работа с детьми.
Цель: выявление факторов, способствующих возникновению и развитию
признаков
эмоционального
неблагополучия
ребенка
(чувства
неполноценности, низкая самооценка, трудности общения, неадекватная
полоролевая идентификация, неадекватная возрастная идентификация).
Задачи: применение психолого-педагогических приемов, направленных на
предупреждение нежелательных форм поведения (индивидуальные беседы с

ребенком, воспитателями, родителями, применение подвижных, сюжетно-19
ролевых игр, использование и анализ продуктивных видов деятельности,
отдельные приемы рациональной психотерапии).
Методы и приемы:

обучение приемам мышечного расслабления (освоение и
закрепление позы покоя и расслабления мышц разных частей тела);

применение музыкотерапии (нормализации эмоционального
состояния детей введение в состояние радости, гармонии, «сбрасывание»
негативных эмоций);

использование элементов психогимнастики (обучение умению
передавать эмоциональные состояние через образ героя)

обучение детей умению проявлять толерантность, воспринимать и
понимать состояние и чувства других людей;

дыхательные упражнения (профилактика стрессов, развитие
самоконтроля и произвольности);

этюды и инсценировки;

музыкально-ритмические игры (снятие напряжения и утомления
восстановление у детей комфортного психологического состояния);

когнитивные
упражнения
(формирование
тактильных
ощущений);

элементы арт-терапии (развитие уверенности в себе, повышение
самооценки);

кинезиологические техники (развитие межполушарного
взаимодействия);

коммуникативные
упражнения (развитие навыков совместной
деятельности и двигательного контроля).

Работа с педагогами
Цель: профилактика эмоционального выгорания; сплочение коллектива;
перенос, полученного практического опыта в работу с детьми.
Задачи:

создание благоприятных условий для личностного и
профессионального роста педагогов;

изменение стереотипов поведения;

развитие толерантного самосознания;

разрешение личных и профессиональных конфликтов;




20
возможность изменения убеждений;
социально приемлемый выход агрессивности и других негативных

чувств;
налаживание отношений между коллегами, создание отношений
эмпатии и взаимного принятия;

развитие чувства внутреннего контроля.
Формы методы и приемы работы:

диагностика личностных качеств и эмоциональной сферы
педагогов;

наблюдение за деятельностью педагогов с целью выявления
причин профессиональной деформации, эмоционального выгорания,
возникновения конфликтных ситуаций;

тренинги для педагогов с целью обучения методам
саморегуляции, снятия психоэмоционального напряжения.

дыхательные упражнения (профилактика стрессов);

релаксация (освоение и закрепление позы покоя и расслабления
мышц разных частей тела).
Результат:
 снизится уровень подсознательной агрессии у педагогов;
 восстановится эмоциональное равновесие специалистов;
 повысится уровень самооценки воспитателей;
 улучшится самочувствие, активность, настроение педагогов.


2.5.

Коррекционно -развивающая работа

Предложенные программы психолого-педагогического
составлены для детей дошкольного возраста:

сопровождения

 Программа занятий с детьми 1.5-2 лет в период адаптации к
дошкольному учреждению, "Я большой"

21
 Коррекционно - развивающая программа с детьми старшего
дошкольного возраста по развитию и коррекции эмоционально-волевой
и личностной сферы, "Азбука общения"
 Коррекционно - развивающая программа с детьми подготовительных
групп по подготовке к школьному обучению, "Скоро в школу"
 Коррекционно - развивающая программа для детей «группы риска».

2.5.1. Коррекционная работа с детьми в период адаптации
к ДОУ
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети
переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка
раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий
переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в
стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или
замедлению темпа психофизического развития. Психологу необходимо
помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в
дошкольном учреждении.
Цель программы: создание условий для успешной адаптации и развития детей
младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной
организации.
Задачи программы:
 снятие эмоционального и мышечного напряжения;
 развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
 развитие психических процессов, игровых навыков, начальных форм
произвольного поведения, крупной и мелкой моторики;
 педагогическое просвещение родителей и педагогов по вопросам
организации жизнедеятельности ребенка в ДОУ, обучения, воспитания
и развития детей младшего дошкольного возраста.
Результативность:
 преодоление стрессового состояния у детей раннего возраста в период
адаптации к детскому саду;
 овладение воспитателями методами проведения групповых занятий в
адаптационный период;
 Сформированность активной
позиции родителей по отношению к
процессу адаптации детей;
 снижение эмоционального и мышечного напряжений;







Снижение импульсивности, и излишней двигательной активности,22
тревоги, агрессии;
овладение навыками взаимодействия друг с другом;
развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации
движений;
развитие игровых навыков, произвольного поведения.
2.5.2. Коррекционно - развивающая работа с детьми старшего
дошкольного возраста по коррекции эмоциональноволевой сферы

Программа имеет социально-педагогическую направленность и реализуется
через интеграцию социально-коммуникативного и познавательного развития
ребѐнка.
Цели и задачи программы:
Гармоничное и сбалансированное развитие всех сфер психики ребѐнка
является залогом успешного освоения образовательных программ и
всестороннего развития личности.
 Учить детей осуществлять внешний контроль своей деятельности
посредством речи.
 Продолжать развивать познавательные психические процессы.
Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности
мышления во всех видах деятельности.
 Развивать навыки самоконтроля и саморегуляции.
 Способствовать развитию эмпатий и проявлений толерантности.
 Познакомить детей с невербальными способами общения.

2.5.3. Коррекционно - развивающая работа с детьми старшего
дошкольного возраста по подготовке к школьному
обучению
В структуре психологической готовности к школе принято выделять
следующие компоненты: личностная, интеллектуальная и социальнопсихологическая готовность. Личностная готовность включает у ребенка
готовность к принятию новой социальной позиции, положение школьника,
имеющего круг прав и обязанностей. Готовым к школьному обучению
является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а

возможностью получать новые знания. К началу школьного обучения у23
ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная
устойчивость. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка
кругозора, запаса конкретных знаний, а также предполагает формирование
начальных умений в области учебной деятельности. Социальнопсихологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств,
благодаря которым могли бы общаться с другими детьми. Таким образом
работа в данном направлении необходима для того, чтобы ребенок не только
не испытывал серьезных трудностей, но и пошел в школу с радостью и учился
с удовольствием.
Программа имеет социально-педагогическую направленность и
реализуется
через
интеграцию
социально-коммуникативного
и
познавательного развития ребѐнка.
Цель программы: всестороннее развитие ребенка, психологическая
подготовка его к переходу в школу.
Задачи:
 Создать условия для формирования произвольности психических
процессов у детей во всех видах деятельности.
 Развивать мотивационную сферу ребѐнка.
 Способствовать формированию учебно-познавательного мотива и
внутренней позиции ученика.
 Способствовать формированию целостной картины мира у ребѐнка.
 Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.

2.5.4. Коррекционно - развивающая работа с детьми «группы
риска»
Коррекционная работа с детьми, имеющими СДВГ, проявления РАС, с
деструктивным поведением.
Одним из самых распространенных поведенческих расстройств у детей
является синдром дефицита внимания и гиперактивности. Чаще всего
синдром начинает проявляется в старшем дошкольном возрасте.

СДВГ характеризуется избыточной двигательной активностью, нарушением24
внимания, импульсивным поведением и проблемами в социальном общении.
Заболевание является наиболее частой причиной школьной неуспеваемости и
трудностей в общении. Поэтому, необходимо своевременно выявлять и
корригировать развитие детей с синдромом дефицита внимания и
гиперактивности в дошкольном возрасте.
Цель: коррекция гиперактивности.
Задачи:

способствовать оптимизации тонуса мышц;

развивать концентрацию внимания, двигательный контроль;

формировать произвольную регуляцию собственной деятельности;

осваивать и закреплять позы покоя и расслабления мышц тела;

осуществлять эмоциональное воспитание;

способствовать развитию межполушарного взаимодействия.
Результативность:
 улучшение общего состояния тонуса мышц;
 повышение уровня развития общей и мелкой моторики;
 улучшение состояния самоконтроля, подчинение правилам;
 снижение уровня импульсивности;
 повышение уровня устойчивости и концентрации внимания.
Коррекционная работа с агрессивными детьми.
У детей в возрасте 5-7 лет агрессия часто становится защитным
механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Агрессивный
ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Поэтому он
начинает искать способы привлечения внимания, не всегда понятные
родителям и педагогам, но для данного ребенка это единственное известное
средство. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены,
любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети
часто не могут сами оценить свою агрессивность.
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых,
поэтому основной задачей педагогов, специалистов и родителей является
оказание посильной и своевременной помощи ребенку-дошкольнику. Именно
поэтому возникла необходимость в разработке курса коррекционных занятий,
способствующих оказанию психолого-педагогической помощи детям 5-6 лет
по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых
форм поведения.
Цель: коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Задачи:

 помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют25
их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со
сверстниками;
 обучать детей способам выражения гнева; формировать навыки
самоконтроля;
 знакомить
с
различными
эмоциональными
состояниями;
формировать конструктивные навыки общения;
 способствовать развитию эмпатии, чувства сострадания.
Результативность;






дети стремятся понять состояния другого человека;
умеют выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
ребята познакомились со способами снятия напряжения;
у воспитанников сформированы навыки конструктивного общения;
у дошкольников сформировано позитивное самовосприятие на основе
личностных достижений.

2.6.

Психологическое консультирование.

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательнообразовательного процесса и оказание им психологической помощи при
выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и
развития.
Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается как
система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами,
нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.
Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации,
родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия
является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций
коррекционно -профилактического и информационного характера. Основным
методом психологического консультирования является беседа, а формой
проведения - индивидуальная консультация.
Необходимо отметить специфику психологического консультирования в
условиях детского сада. Она заключается в опосредованном характере
консультирования, т.е. направленном на проблемы развития, обучения и
воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую
помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором
запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой
причине психолог вынужден дифференцировать содержание запросов, с
целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка.

26
Данное направление деятельности обязательно включает в себя:
консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательнообразовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;
консультирование по вопросам воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья.




2.7.


















Содержание деятельности педагога-психолога

Работа с детьми:
плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и
конец учебного года) познавательной сферы, эмоционального
благополучия ребенка;
диагностика психологической готовности ребенка к школьному
обучению;
индивидуальная диагностическая, коррекционно -развивающая работа с
детьми по запросам воспитателей, родителей;
сопровождение детей в период адаптации к детскому саду;
составление
индивидуальной
траектории
развития
ребенка
(индивидуальный образовательный маршрут) для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Работа с педагогами:
методическая и практическая помощь в организации и проведении
открытых мероприятий (по плану ДОУ);
повышение уровня педагогической и психологической грамотности;
просветительская работа с воспитателями, педагогами ДОУ;
рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании
результатов диагностики (в течение года);
посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение
года), разработка рекомендаций;
индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития
детей (по запросам).
Работа с родителями:
социологическое анкетирование родителей (в течение года);
индивидуальное консультирование родителей;
углубленная диагностика социальных семейных ситуациЙ, детскородительских взаимоотношений (по запросу);
просветительская работа среди родителей;



организация и проведение
семинаров, мастер-классов.

родительских

собраний,

тренингов, 27

2.8. Организация системы взаимодействий педагога-психолога
Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в
условиях реализации ФГОС
При взаимодействии с руководителем ДОУ педагог-психолог:
1. участвует
в
обсуждении
актуальных
направлений
работы
образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует
свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим
коллективом целей и задач;
2. уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательнообразовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут
эффективны для данного образовательного учреждения;
3. осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных
ситуаций в коллективе;
4. проводит индивидуальное психологическое консультирование (по
запросу);
5. при необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с
особенностями развития на ПМПК;
6. обеспечивает психологическую безопасность всех участников
воспитательно-образовательного процесса;
7. оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и
чрезвычайных ситуациях;
8. предоставляет отчетную документацию.
При взаимодействии с воспитателем педагог-психолог:
1. содействует формированию картотеки развивающих игр с учетом
психологических особенностей дошкольников;
2. участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня
сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников;
3. оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по
направлениям их профессиональной деятельности;
4. составляет психолого-педагогические заключения по результатам
психологического обследования и ориентирует воспитателей в
проблемах личностного и социального развития воспитанников;
5. организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые,
тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также
практического применения психологии для решения педагогических

задач, тем самым повышая их социально-психологическую28
компетентность;
6. оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального
образовательного маршрута дошкольника;
7. оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с
целью предупреждения у них эмоционального выгорания;
8. участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка
руки к письму, правильная осанка и т. д.).
При взаимодействии с другими специалистами педагог-психолог:
1. планирует совместно с другими специалистами и организует
интеграцию детей с ОВЗ в группе;
2. участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их
развития, состояния моторики, а также особенностей познавательной
деятельности, эмоциональной сферы;
3. разрабатывает
индивидуально-ориентированный
маршрут
психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе
полученных данных совместно с другими специалистами;
4. консультирует и направляет родителей к разным специалистам по
совместному решению ПМПк;
5. совместно с другими специалистами осуществляет психологическое
сопровождение детей в период адаптации;

Взаимодействие с семьями воспитанников:
Дети ДОУ воспитываются в семьях различного социального статуса,
имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при
организации
взаимодействия
педагога-психолога
с
родителями
воспитанников, которое
направлено на создание доброжелательной,
психологически комфортной атмосферы в
ДОУ, установление
взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.
Родители информируются о ходе образовательного процесса через дни
открытых дверей, индивидуальные консультации, родительские собрания,
выставки детского творчества.
Также родители привлекаются к совместной деятельности: к организации
гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
С целью психологического просвещения и профилактики оформляются
информационные стенды и памятки.

29

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагогапсихолога является эффективным средством поддержки индивидуальности и
целостного развития ребенка. (см. Паспорт кабинета)
Кабинет педагога-психолога – специфичное помещение, которое
функционально служит определенным целям по обеспечению психологически
комфортной атмосферы и эмоционального благополучия всех участников
образовательного процесса.
Пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой
профессиональной деятельности педагога- психолога. Кабинет делится на
несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку:
 Зона консультативной работы оформлена комфортно и уютно,
располагая к длительному доверительному общению. Имеется
вспомогательный материал – информационный стенд для родителей и
педагогов.
 Зона диагностической работы предназначена для проведения
психологической диагностики развития детей. Все необходимые
материалы систематизированы.
 Зона коррекционно -развивающей работы оснащена мягким покрытием
пола, большими рабочими поверхностями, разнообразным игровым
материалом, способствующим быстрой смене игровой ситуации.
 Зона организационно-планирующей деятельности представлена
письменным столом, стулом, необходимыми техническими средствами
(компьютер, принтер). Для хранения нормативной, отчетной
документации и методической литературы имеется шкаф-стеллаж.

3.2. Циклограмма деятельности педагога-психолога

Понедельник

Время

Вид деятельности

08.00 – 09.00

Посещение групп раннего развития с целью наблюдения
процесса адаптации воспитанников, и вновь

30

09.00 – 10.30
10.30 – 11.00
11.00 – 12.00
12.00 – 15.12
08.00 – 09.00
09.00 – 10.30
10.30 – 11.00
11.00 – 11.30
Вторник
11.30 – 12.00
12.00 – 13.00
13.00 – 14.00
14.00 – 15.12
11.30 – 12.00
Среда

12.00 – 16.00
16.00 – 18.12
08.00 – 09.00
09.00 – 10.00
10.00 – 10.30

Четверг
10.30 – 11.00
11.00 – 12.00
12.00 – 13.00
13.00 – 15.12
08.00 – 08.30
Пятница

08.30 – 09.00
09.00 – 10.00

поступивших детей
Диагностика
Индивидуальные занятия с детьми «группы риска»
Индивидуальные занятия с детьми по подготовке к
школе
Обработка диагностических данных, заполнение
документации, написание заключений, рекомендаций и
другая методическая работа.
Подготовка к занятиям с детьми.
Диагностика
Индивидуальные занятия с детьми по коррекции ЭВС
Индивидуальные занятия с детьми по коррекции ЭВС
Индивидуальные занятия с детьми по коррекции ЭВС
Методическая работа. Заполнение документации.
Консультации для педагогов.
Индивидуальные консультации для родителей
Индивидуальные занятия с детьми по коррекции ЭВС
Методическая работа. Заполнение документации.
Работа с сайтом и интернет ресурсами.
Индивидуальные консультации для родителей
Утреннее посещение групп с целью наблюдения за
детьми, а выявление запросов от педагогов
Индивидуальные занятия с детьми по подготовке к
школе
Индивидуальные занятия с детьми по коррекции ЭВС
Индивидуальные занятия с детьми по коррекции ЭВС
Индивидуальные занятия с детьми по коррекции ЭВС
Консультации для педагогов.
Обработка диагностических данных, написание
заключений, рекомендаций и другая методическая работа
Подготовка к занятиям
Индивидуальные занятия с детьми «группы риска»
Индивидуальные занятия с детьми по подготовке к
школе

31

10.00 – 11.00
11.00 – 12.00
12.00 – 15.12

Индивидуальные занятия с детьми по подготовке к
школе
Индивидуальные занятия с детьми по коррекции ЭВС
Методическая работа. Заполнение рабочей
документации.
Работа с сайтом и интернет ресурсами.

Нагрузка:
36 часов в неделю;
18 часов – коррекционно – развивающая, консультативная, диагностическая
деятельность,
18 часов – методическая и аналитическая деятельность.
Диагностическая работа – 3 часа,
Консультации родителей – 3 часа,
Консультации педагогов – 2 часа,
Коррекционно - развивающие занятия с детьми – 10 часов

3.3.

Перспективный план работы педагога-психолога
на 2022-2023 учебный год

Содержание работы

Категории

32

Сроки
выполнения

Диагностическая деятельность
Экспресс-диагностика психического развития
детей
«Диагностика развития психических процессов у детей
дошкольного возраста» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко

Диагностика уровня психологической
готовности детей к обучению в школе
«Диагностика готовности к школе»
М.М. Семаго, И.Я. Семаго

Наблюдение процесса адаптации детей
(карты наблюдения, карта уровня адаптации, опросники для
родителей)

Изучение личностных психологических
особенностей детей

II младшая,
средняя, старшая
группы

апрель, май

подготов. группа
№1

сентябрь, май

группа раннего
возраста

сентябрь –
октябрь

по запросу
родителей,
педагогов

в течение
учебного года

по плану

февраль

по запросу
педагогов

в течение
учебного года

Психодиагностика педагогического коллектива
Диагностика уровня эмоционального выгорания
(В.В. Бойко)
Е.И. Рогов «Оценка психологического климата в
педагогическом коллективе»

Диагностика детско-родительских отношений в
семьях
КРС, «Семья животных», методика «Незаконченные
предложения», «Лесенка», «Страхи в домиках»

Коррекционно - развивающая деятельность
Индивидуальные и подгрупповые
коррекционно-развивающие занятия в
подготовительной группе

подготов. группа
№1

октябрьапрель

Индивидуальные коррекционно-развивающие
занятия с детьми «группы риска»

все группы

октябрьапрель

Индивидуальные коррекционно-развивающие
занятия с детьми, имеющими нарушения ЭВС

все группы

октябрьапрель

Коррекционно-развивающая программа «Скоро в школу»

Коррекционно-развивающая программа «Азбука общения»

Консультационная деятельность

33

Консультирование по результатам
психодиагностического обследования детей
Консультирование по проблемам воспитания,
обучения, развития детей

педагоги
по запросу
педагогов

в течение
учебного года
в течение
учебного года

Индивидуальное консультирование родителей
по запросу
по вопросам адаптации детей
Индивидуальное консультирование родителей
по запросу
по проблемам воспитания и развития детей
Индивидуальное консультирование родителей
по результатам психодиагностического
по запросу
обследования
Профилактическая деятельность

в течение
учебного года
в течение
учебного года

Участие в семинарах, педагогических советах,
проводимых в ДОУ
Профилактика ЭВ педагогов. Тренинги,
беседы.
Адаптация детей, поступивших в ДОУ в
течение учебного года

в течение
учебного года
в течение
учебного года

Развивающая программа «Я большой»

Участие в родительских собраниях, семинарах,
консилиумах.
Изготовление и распространение памяток,
буклетов, брошюр и т.п.
Оформление информационного уголка

педагоги
педагоги
группы раннего
возраста
все группы
все группы
все группы

Работа по организации личного
все группы
информационного сайта психолога
Организационно-методическая деятельность
Планирование и анализ деятельности. Ведение
документации, отчетов.
Анализ литературы и интернет ресурсов для
подбора диагностического инструментария,
написания конспектов, разработок
развивающей и коррекционной работы,
составление рекомендаций родителям,
педагогам.

в течение
учебного года

в течение
учебного года
в течение
учебного года
в течение
учебного года
в течение
учебного года
в течение
учебного года

педагогпсихолог

сентябрь, май

педагогпсихолог

в течение
года

34

Участие в работе городского Методического
Объединения педагогов-психологов ДОУ
Обработка и интерпретация результатов
диагностических обследований
Подготовка психологических заключений по
результатам диагностических обследований,
написание характеристик и протоколов на
ПМПК.
Ведение мониторинга по результатам
психолого-педагогических диагностик.
Оформление кабинета педагога-психолога.
Расширение дидактического материала в
кабинете.
Повышение профессиональной квалификации
(курсы, вебинары, конкурсы и.др.)

педагогпсихолог
педагогпсихолог

в течение
учебного года
в течение
учебного года

педагогпсихолог

в течение
учебного года

педагогпсихолог

в течение
учебного года

педагогпсихолог

в течение
года

педагогпсихолог

в течение
года


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».